«Хранители времени». Как бы загадочно должность этих специалистов ни звучала, атомные часы в Институте радиотехнических измерений, по которым сверяет стрелки вся страна, не выглядят фантастически. Хотя здесь оперируют нано и пико секундами, человеку почувствовать такую точность не дано.
«Когда говорят о точном времени, то в своей массе, на бытовом уровне, люди слышат, передающие сигналы проверки времени по радио «пи, пи, пи», вот это точное время. На самом деле это время с нашей колокольни мало точное, очень скромной точности. Национальная шкала времени та, которую мы здесь формируем. Погрешность за сутки составляет приблизительно несколько стомиллиардных долей секунды в сутки», - рассказывает Николай Кошеляевский, начальник лаборатории системы эталонов ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ).
Чтобы атомные часы убежали вперед или отстали на секунду, должны пройти миллионы лет. Главные потребители эталонного времени – сотовая связь и навигация.
«Современные системы радионавигации пользуются электромагнитными сигналами, которые распространяются со скоростью света», - продолжает рассказывать Николай Кошеляевский. -
За миллиардную долю секунды свет распространяется на 30 сантиметров. Если мы хотим с помощью ГЛОНАСС определять своё местоположение с метровой точностью, это значит, что вся система должна работать с погрешностью одну – две миллиардные доли секунды.
Атомному времени столько же лет, сколько и космонавтике. Полвека. Бурное развитие квантовой физики привело к тому, что в середине XX века появились первые атомные часы, а Международный комитет по мерам и весам принял решение перейти на атомный стандарт.
Современный эталон времени – это цезиевый репер частоты. Прибор за стеклом, заходить в комнату нельзя, т.к. у прибора «тепличные условия», они созданы специально для того, чтобы внешний мир не мешал работе. А если говорить о точности, то это десятимиллионная часть миллиардной доли секунды. Выговорить и осмыслить сложно. Казалось бы, что ещё в природе может быть точнее? Оказывается, может - нейтронные звёзды.
Пульсары или нейтронные звезды - это то, во что превращаются звёзды после своей гибели. Они взрываются, быстро закручиваются. Появляется шар с железной оболочкой и огромной силой притяжения, излучающий волны со строгой периодичностью.
«Электрическое поле вырывает электроны прямо с поверхности звезды, а она железная, они летят, ускоряются и в направлении своего движения они излучают разные волны», - поясняет Михаил Попов, заведующий отделом космической радиоастрономии Астрокосмического центра Физического института имени П.Н.Лебедева Российской академии наук (ФИАН).
Пульсары открыли английские астрономы в 1967 году. Информация долго была секретной. Думали, что это сигнал внеземных цивилизаций. Ведь не могут природные объекты давать радиосигналы с такой частотой. Привлекали даже шифровальщиков. Однако гипотеза об искусственном происхождении вспышек не подтвердилась.
«Если бы мы захотели с кем-то вступить в контакт, - говорит Михаил Попов, - можно подавать позывные, они никакой информации не несут, импульсы, которые в жизни не должны образовываться. Пока не открыли пульсары, так думали».
Идею, использовать пульсары для сверки земных часов, предложили российские ученые. Точность звёздных импульсов превосходит атомный эталон на несколько порядков. Получается, что вскоре, на вопрос: «Который час?» человечеству будет отвечать Вселенная.
Телестудия Роскосмоса Источник: roscosmos.ru.
Рейтинг публикации:
|