» » » Метеориты сделали аминокислоты живых организмов "левшами"

Метеориты сделали аминокислоты живых организмов "левшами"

18-03-2009, 15:05 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 265)

alt     Американские биологи из Центра космических полетов Годдарда установили, что причиной доминирования в белках живых организмов так называемых L-форм ("левосторонних" форм) аминокислот являются метеориты. Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of National Academy of Sciences, а ее краткое изложение доступно на сайте Science NOW.
     Известно, что пространственная структура молекул аминокислот при одинаковом составе может отличаться. Одним из возможных вариантов отличия является зеркальная изомерия (зеркальные изомеры невозможно совместить друг с другом движением в пространстве). В результате аминокислоты могут иметь L-формы ("левосторонние" формы) и D-формы ("правосторонние" формы). Известно, что в живых организмах доминируют именно "левосторонние" аминокислоты.
     В рамках своего исследования ученые пытались найти причины подобной асимметрии. Для этого они изучали соотношение описанных форм аминокислоты изовалина в упавших на Землю метеоритах. В качестве объектов исследования были выбраны метеориты Мурчисон (Murchison) и Оргейл (Orgueil), а также LEW 90500, LON 94102, QUE 99177 и EET 92042. Возраст изучаемых метеоритов составил 4,5 миллиарда лет.
     По словам самих исследователей, они ожидали обнаружить примерно равное соотношение L- и D-форм. Однако им удалось установить, что в метеоритах присутствует в среднем на 15-18 процентов больше "левосторонних" аминокислот, чем их "правосторонних" вариантов.
     Ученые полагают, что именно метеориты занесли на древнюю Землю аминокислоты с избытком "левосторонних" вариантов. В результате, когда на планете появилась жизнь, то она стала использовать именно L-формы.
     Точная причина доминирования ученым неизвестна, однако, они отмечают, что дополнительные "левосторонние" молекулы могли образоваться в результате взаимодействия аминокислот с водой. В подтверждение этого говорит тот факт, что L-форм было больше в тех метеоритах, где было больше влаги. Кроме этого свою роль могла сыграть космическая радиация, воздействию которой подвергались метеориты.
     По мнению некоторых специалистов, впрочем, доминирование может являться результатом загрязнения метеоритов биологическими образцами уже на Земле, пишет Lenta.ru.

www.novosti-kosmonavtiki.ru