» » » Что мы ищем на Фобосе

Что мы ищем на Фобосе

14-03-2009, 14:36 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редактор Al_Magn | комментариев: (0) | просмотров: (3 260)

Л.М. Зеленый - член – корреспондент РАН,
А.В. Захаров - доктор физико-математических наук
Институт космических исследований РАН,
К.М. Пичхадзе - доктор технических наук
НПО им. С.А. Лавочкина

Семнадцать лет тому назад – в июле 1988 г. с космодрома Байконур стартовали два космических аппарата (КА) и взяли курс на Марс. Но главной целью их исследований был не сам Марс, а его спутник Фобос (в переводе с греческого – «страх»). История экспедиции двух КА ФОБОС-1 и ФОБОС-2 оказалась драматической. Уже через месяц полета на трассе Земля-Марс из-за ошибки управления был потерян один из аппаратов – ФОБОС-1. Второй аппарат, идентичный первому продолжал полет. Через семь месяцев после запуска КА аппарат ФОБОС-2 вышел на эллиптическую орбиту вокруг Марса и, после нескольких модификаций его орбита стала круговой, близкая к орбите спутника Марса – Фобос. На этапах формирования орбиты КА проводились научные исследования Фобоса, Марса и околомарсианского пространства. На фиг. 1 - изображение Фобоса на фоне Марса, полученное во время орбитального движения КА ФОБОС-2.

alt

Фиг. 1.  Изображение Фобоса на фоне Марса (данные экспедиции ФОБОС-2)

После серии коррекций орбиты КА для обеспечения  фазирования орбит и сближения КА с Фобосом, предполагался сброс двух посадочных аппаратов на поверхность Фобоса для дальнейших «контактных» исследований этого космического тела. Однако, за несколько дней до этого кульминационного этапа экспедиции, из-за сбоя в системе управления, связь с космическим аппаратом была потеряна. Экспедиция закончилась, не выполнив основного этапа – доставки на поверхность Фобоса спускаемых аппаратов.  Тем не менее, исследования Марса, Фобоса и околомарсианского пространства, выполненные в течение 57 дней на этапе орбитального движения вокруг Марса, позволили получить уникальные научные результаты о тепловых характеристиках Фобоса, плазменном окружении Марса, взаимодействии его с солнечным ветром. Например, по величине потока ионов кислорода, покидающих атмосферу Марса, обнаруженных при помощи спектрометра ионов, установленного на КА ФОБОС-2,  удалось оценить скорость эрозии атмосферы Марса из-за взаимодействия с солнечным ветром. Эти измерения чрезвычайно важны для исследования истории воды на Марсе и марсианской атмосферы. До экспедиции ФОБОС-2 об околомарсианском пространстве было известно меньше, чем о свойствах пространства около значительно более удаленных планет - Меркурия, Юпитера, Сатурна. Научные данные КА ФОБОС-2 до сих пор являются уникальными, они открыли новый этап исследований Марса, который продолжается, хотя и не без потерь, усилиями Американского и Европейского космическими агентствами. Наша страна пыталась реализовать амбициозный проект исследований Марса в 1996 году - МАРС-96, однако, и эта попытка оказалась неудачной – ракета не вывела КА на межпланетную траекторию. Потеря КА МАРС-96, конечно, был трагедией для космической науки, но основные эксперименты, подготовленные для этого проекта были выполнены на Европейском КА «Марс-Экспресс», запущенном в 2003 году. Через семь лет после трагедии с КА МАРС-96 Российская академия наук и Федеральное космическое агентство приняли решение продолжить исследования Фобоса и Марса на качественно новом уровне технологии в проекте ФОБОС-ГРУНТ, основная цель которого – доставка на Землю образцов грунта с Фобоса для детальных лабораторных исследований.

Чем же интересен Фобос?

Характеристики спутников Марса

Рассмотрим вначале то, что о нем сейчас уже известно. По классификации тел Солнечной системы - это малое тело, один из двух спутников Марса (второй спутник – Деймос). Изображения Фобоса и Деймоса показывают, что оба они имеют неправильную форму, которая может быть аппроксимирована эллипсоидом, размеры которого для Фобоса составляют 13,3х11,1х9,3 км, для Деймоса – 7,5х6,2х5,2 км (фиг.2).

alt

Фиг. 2. Изображения спутников Марса - Фобоса и Деймоса (данные НАСА)

Большая ось эллипсоидов для обоих спутников направлена на Марс, и оба спутника вращаются вокруг Марса синхронно. Орбиты спутников практически круговые с радиусом 9378 км (2,76 радиуса Марса, RМ) и 23459 км (6,9 RМ) для Фобоса и Деймоса, соответственно. Плоскости орбит обоих спутников близки к экваториальной плоскости Марса и наклонены под углом ~240 к плоскости эклиптики. Период обращения Фобоса вокруг Марса 7 час. 39 мин., для Деймоса эта величина составляет 30 час. 21 мин. Учитывая, что продолжительность марсианских суток 24 ч 39,5 мин (мало отличается от земных), Фобос за это время три раза восходит над горизонтом на востоке Марса и заходит на западе.

Наземные измерения параметров орбиты Фобоса показывают, что она медленно меняется - Фобос по очень пологой спирали приближается к Марсу (за каждые 100 лет высота орбиты Фобоса уменьшается на 9 м). Причинами такого изменения орбиты, так называемого векового ускорения, являются приливные потери орбитальной энергии. Орбита Фобоса настолько близка к Марсу, что находится в пределах зоны (т.н. предел Роша), внутри которой приливные силы, вызванные близостью Марса, стараются его разрушить.  Оценки дальнейшей эволюции орбиты Фобоса показывают, что через несколько десятков миллионов лет (мгновение в истории Солнечной системы) спутник неминуемо разрушится и упадет на Марс.

Другой интересной особенностью Фобоса, связанной с движением Фобоса, является его либрация. Это спутник является уникальным объектом среди известных синхронно вращающихся спутников планет в Солнечной системе, так как имеет, по-видимому, наибольшую амплитуду либрации. Основной причиной этого является тот факт, что период свободной либрации этого спутника (~10 час.) близок к периоду орбитального вращения (~7,7 час.). По точным измерениям амплитуды либрации можно определить моменты инерции Фобоса, что важно для исследований распределения масс (внутренней структуры) Фобоса. Точные измерения расстояний от Земли до Фобоса с посадочного аппарата на поверхности Фобоса даст возможность существенно улучшить некоторые параметры небесной механики, улучшит знание массы некоторых астероидов, находящихся за орбитой Марса.

Поверхности обоих спутников покрыты кратерами, однако, топографически они сильно отличаются. Фобос имеет множество глубоких почти прямых параллельных борозд 100-200 м шириной и 10-20 м глубиной (фиг.3).

alt

Фиг. 3. Изображение Фобоса (данные НАСА)

Некоторые из этих борозд имеют длину до 30 км. Почти все эти протяженные полосы начинаются вблизи самого большого кратера на Фобосе – Стикни, размер которого 10 км в диаметре, что составляет более трети диаметра Фобоса. Подобных полос на Деймосе нет. Кратеры там много меньше в диаметре, чем на Фобосе. Основной крупномасштабной морфологической особенностью поверхности Деймоса является его кажущаяся однородность поверхности. Наиболее загадочный вопрос, касающийся морфологических особенностей этих двух спутников – почему поверхности их так сильно различаются и, каковы процессы, приведшие к таким характерным особенностям Фобоса?

Спутники Марса ввиду своей малости представляют особый интерес.  Дело в том, что все планеты и большинство их спутников за время своей эволюции претерпели в той или иной степени изменения под действием внешних факторов и, что наиболее существенно, в результате эндогенных процессов, таких как вулканизм. Эти процессы коренным образом преобразовали вещество планет и практически стерли память о первородном веществе. Принципиально иная ситуация обстоит с малыми телами в Солнечной системе – кометами, астероидами, спутниками Марса.  Поверхность Фобоса, по-видимому, представляет собой смесь материала, богатого углистыми соединениями, переработанного космическими излучениями. Эти тела в силу своей малости при обычном содержании в их веществе радиоактивных элементов исключают их внутренний нагрев, эндогенную тектоническую активность и поэтому представляют тот исходный, первичный материал протопланетного облака, из которого образовались планеты Солнечной системы. Воздействие внешних факторов, таких как солнечный ветер, космические лучи, метеориты, которым подвергаются малые тела, безусловно, модифицируют внешний слой грунта - реголит. Таким образом, исследования реголита малых тел могут дать информацию о ранних этапах образования тел Солнечной системы, происхождении и эволюции планет, в том числе и Земли.

Происхождение спутников Марса

Теории происхождение спутников Марса основываются на нескольких противоречивых фактов. С одной стороны, низкое альбедо низкая плотность и  ранние спектральные измерения указывают на то, что Фобос может быть захваченным астероидом, типа углистых хондритов, каких много во внешнем поясе астероидов, далеко за орбитой Марса. С другой стороны, с небесно-механической точки зрения, захват астероида маловероятен. Это дает сильные аргументы в пользу того, что формирование спутников Марса происходило вместе с Марсом из протопланетного облака. Но в этом случае состав Фобоса должен отличаться от состава углистых хондритов и быть близок составу обыкновенных хондритов, характерных для области аккреции вблизи Марса.

Безусловно, в процессе эволюции спутники Марса подвергались воздействию различных внешних факторов. Начнем с самого Марса. Существование на Земле SNC метеоритов, которые как это было доказано, имеют марсианское происхождение, свидетельствуют о том, что выброс материала с поверхности Марса возможен, и, по-видимому, действительно происходил, особенно на ранних этапах эволюции. Часть этого выброшенного материала могла осесть на поверхность Фобоса, привнося тем самым компоненту марсианского вещества в состав реголита Фобоса. При метеоритной бомбардировке выбросы из кратеров легко покидают спутники Марса, однако большая часть этого вещества остается в окрестностях Марса на орбитах, близких к их источникам, образуя пылевой тор (подробнее об этом гипотетическом образовании будет сказано ниже). Значительная часть этого вещества возвращается на поверхность спутников. Другим источников поверхностного материала спутников Марса может быть космическая пыль, захваченная гравитационным полем Марса. Под действием светового давления (эффект Пойтинга-Робертсона) частицы космической пыли, находящиеся на марсианских орбитах, могут менять свою траекторию и выпадать на Фобос. Кроме того, реголит всех безатмосферных тел подвержен бомбардировке частиц космических лучей и солнечного ветра. Процессы образования реголита на малых телах, являющегося результатом воздействия указанных выше факторов, еще не достаточно изучены, однако, следует ожидать, что, несмотря на постоянную бомбардировку микрометеоритами и воздействию солнечного ветра, процессы, происходящие во внешнем слое реголита, достаточно хорошо отображают химический состав коренных пород. Поэтому изучение реголита позволит получить сведения не только о реликтовом веществе, из которого сформировались планеты и тела Солнечной системы, но и об условиях их формирования и последующей эволюции.

Имеющиеся данные о физических и химических характеристиках Фобоса и Деймоса не позволяют сделать выбор между различными теориями происхождения этих тел – либо это захваченные астероиды, либо аккумулированные тела на марсианских орбитах (эволюционная теория), либо это результат столкновения крупного небесного тела с Марсом на ранних стадиях его эволюции. Из-за малого размера, неправильной формы и спектральных отражательных характеристик марсианские спутники часто связывают с астероидными аналогами, населяющими внешний пояс астероидов. Возникает вопрос о том, каковы могли бы быть физические процессы, которые бы объяснили их происхождение, какую роль в их происхождении сыграло гравитационное поле Марса? Решение всех этих вопросов может дать вклад в понимание происхождение системы спутников Марса и их взаимоотношение к Марсу, помочь в разгадке происхождения других спутниковых систем. Этот круг вопросов – один из важнейших в современной фундаментальной физике о Солнечной системе, их решение поможет решить проблемы происхождения и эволюции Земли и планет земной группы.

Наиболее мощным методом исследований реголита являются изучения соотношений состава основных его элементов – породоборазующих, летучих элементов, изотопов. В настоящее время известно соотношение основного элементного состава хондритов и метеоритов марсианского происхождения, так наз. SNC-метеоритов. Например, соотношение углерода и кремния для обыкновенных хондритов в три раза выше, чем для SNC-метеоритов, а соотношение этих же элементов для углистых хондритов почти в сто раз выше, чем для обычных хондритов. Подобный диагностический метод используется по результатам измерений соотношений других породообразующих элементов, изотопов кислорода, благородных газов. Зная эти соотношения и выполнив детальный анализ исследуемого образца реголита, можно определить его «родословную» и, таким образом, сделать заключение о происхождении тела. По соотношениям радиоактивных элементов определяют абсолютный возраст тела.

Измерения, характеристик плазменной составляющей околомарсианского пространства, выполненные космическими аппаратами МАРС-5 и ФОБОС-2, указывают, что солнечный ветер испытывает возмущения, распространяясь вблизи орбит марсианских спутников. На основании этого были сделаны предположения, что на орбитах Фобоса и Деймоса существует повышенная плотность пылевых частиц - пылевой тор. Наиболее вероятно существование пылевого тора связано с выбросом материала с поверхности Марса и Фобоса при бомбардировке их поверхностей микрометеоритами. Недавно выполненный численный анализ показал, что при формировании пылевого тора важную роль играют орбитальные резонансы пылевых частиц, вызванные влиянием Марса и вариациями давления солнечной радиации. Исследование этой проблемы важно не только с точки зрения эволюции реголита на поверхности марсианских спутников, но и для изучения условий вблизи Марса при планировании перспективных экспедиций к Марсу.

Плазменные исследования вблизи Марса проводились с самых первых отечественных миссий к этой планете и в настоящее время практически все данные о взаимодействии солнечного ветра с плазменным окружением Марса получены с помощью отечественных космических аппаратов. Правда, вплоть до последнего времени оставалась неопределенность в определении собственного магнитного поля Марса, что вызывало сложности в интерпретации плазменных измерений. Американский КА Марс Глобал Сервейер, запущенный в 1996 г. и в настоящее время продолжающий работать на орбите Марса, смог зарегистрировать собственное магнитное поле Марса. Учитывая последние данные по магнитному полю Марса, представляет большой интерес исследовать особенности взаимодействия солнечного ветра с плазменным окружением Марса, не похожие ни на Венеру (планета без собственного магнитного поля) ни на Землю (планета с достаточно сильным собственным магнитным полем).

Научные задачи исследований Фобоса

Таким образом, выбор Фобоса в качестве объекта исследований для следующей межпланетной миссии связан с возможность решить, либо приблизиться к решению, широкого спектра научных задач физики Солнечной системы

–     исследования физико-химических характеристик вещества Фобоса, что может дать информацию о свойствах и эволюции реликтового вещества Солнечной системы,

–     выяснить роль столкновений космических тел в образовании планет земной группы, в эволюции их атмосфер, поверхности,

–     приблизиться к пониманию происхождения марсианских спутников, их отношения к Марсу; решение этой проблемы может быть ключом к решению проблемы происхождения спутниковых систем у других планет,

–     определение детальных параметров орбитального и собственного вращения Фобоса важны для изучения внутреннего строения этого малого тела, его эволюции его орбиты,

–     исследования физических условий среды вблизи Марса – пылевой составляющей, электрических и магнитных полей, характеристик взаимодействия солнечного ветра с плазменным окружением Марса,

–     мониторинг сезонных и климатических вариаций атмосферы и на поверхности Марса.

Особенностью планируемой миссии к Фобосу являются два обстоятельства – (1) доставка за Землю образцов вещества Фобоса и (2) исследование системы Марса, включающей саму планету, его спутники и околомарсианское пространство.

Космический аппарат (фиг. 4)

Космический аппарат для экспедиции «Фобос-Грунт», так называется этот проект, разработан в Научно-производственном объединении им. С.А. Лавочкина, головной организации отечественной космической промышленности, специализирующейся на создании автоматических космических аппаратов, создавшей все советские лунные и межпланетные аппараты. Создание космического аппарата осуществляется под руководством Генерального конструктора и Генерального директора этой организации Г.М. Полищука. Космический аппарат «Фобос-Грунт» состоит из перелетно-орбитального модуля, маршевой двигательной установки, тормозной двигательной установки и возвращаемого аппарата, несущий спускаемый (на Землю) аппарат.

Фиг. 4. Космический аппарат Фобос-Грунт

Сценарий экспедиции (фиг. 5)

Для рассмотрения сценария экспедиции его можно разбить на несколько этапов. Первый этап – запуск космического аппарата (КА), вывод его на околоземную орбиту и модификация этой орбиты для оптимизации работы бортовых систем и условий выведения КА на отлетную траекторию к Марсу. Запуск производится с космодрома Байконур ракетой-носителем «Союз-2» в октябре 2009 года. Перелет Земля-Марс начинается после вывода КА на отлетную траекторию и завершается подлетом к Марсу на минимальное расстояние. Длительность этого этапа – 10,0-11,5 месяцев.

Подлет к Марсу происходит по пролетной параболической траектории с высотой перицентра около 700 км. Благоприятной для экспедиции особенностью полета к Марсу в 2009 году является то, что плоскость подлетной траектории и начальной орбиты может быть близка к плоскости марсианского экватора. Следующий этап экспедиции – формирование орбиты космического аппарата для сближения с Фобосом. Этот этап с помощью трех импульсной схемы  был уже отработан в предыдущей экспедиции к Фобосу. В соответствии с этой схемой 1-й импульс торможения при подлете по пролетной параболической траектории КА к Марсу выводит КА на первую эллиптическую орбиту вокруг Марса  Параметры этой орбиты: перицентр ~700 км, апоцентр около 77000 км, период обращения – 3 суток. Второй импульс, который также выполняется в перицентре, увеличивает перицентр КА до высоты орбиты Фобоса. Третий импульс в перицентре формирует круговую орбиту с радиусом приблизительно 9900 км (на ~500 км выше орбиты Фобоса) в плоскости орбиты Фобоса.

Фиг. 5. Баллистическая схема экспедиции Фобос-Грунт

Период обращения КА на этой круговой орбите 8,3 часа. Находясь на этой орбите, КА раз в четверо суток будет сближаться с Фобосом на расстояния до 200 км. Работа на этой, так называемой орбите наблюдения, необходима для проведения точных навигационных измерений взаимного движения КА и Фобоса, необходимых для переходя на еще более близкую к Фобосу «квазисинхронную» орбиту. Эта орбита КА имеет равный с орбитой Фобоса период обращения, но отличается от нее по высоте на несколько десятков километров в меньшую и в большую стороны в разных частях орбиты. Двигаясь по такой орбите, КА будет постоянно находиться вблизи Фобоса на расстоянии 50-130 км. Более того, особенность «квазисинхронной» орбиты состоит в том, что в системе координат Фобоса космический аппарат совершает оборот вокруг этого спутника Марса за 7,66 час. (орбитальный период). Работа на этой орбите необходима для уточнения взаимного положения двух тел и изучения места посадки на поверхности Фобоса.

Посадка на Фобос планируется в экваториальной области на стороне, постоянно обращенной к Марсу. Этот этап экспедиции, пожалуй, наиболее критический. Он сводится к стыковке двух тел, одно из которых пассивное, и выполнение операций по стыковке должны выполняться на значительных расстояниях от Земли, при которых наземная поддержка этих операций ограничена (время прохождения сигнала в одном направлении – около 20 мин.). Кроме того, Фобос – тело неправильной формы, гравитационное поле которого недостаточно изучено, имеющиеся изображения поверхности недостаточны для точного выбора мести посадки аппарата. Все эти особенности диктуют необходимость автономного, автоматического проведения заключительного этапа сближения с поверхностью Фобоса и посадки. Для выполнения автономной посадки КА будут задействованы несколько приборов – телевизионные камеры для получения изображений предполагаемой зоны посадки с высоким пространственным разрешением и определяющие параметры перемещения КА относительно поверхности, высотомер-вертикант, обеспечивающий измерение дальность до поверхности и определяющий направление нормали к ней, измерители относительной скорости КА. Ввиду малости силы тяготения на Фобосе (ускорение свободного падения на Фобосе ~ 0,7 см/с2, в 1400 раз меньше, чем у поверхности Земли), в момент контакта КА с поверхностью будут включены двигатели малой тяги, обеспечивающие прижим и устойчивость КА на поверхности.

После посадки КА и предварительных исследования грунта Фобоса научной аппаратурой, находящейся на борту КА, будет произведен забор образцов грунта. С этой целью на борту будет находиться грунтозаборное устройство, которое позволит взять образец реголита в виде колонки высотой порядка 1 метра (объем ~100см3) и несколько мелких камней (~1 см). Образцы грунта укладываются в контейнер спускаемого аппарата, который герметически закрывается. После выполнения этих операций возвращаемый аппарат готов к старту с Фобоса.

Время старта возвращаемого аппарата с Фобоса определяется множеством факторов, включая условия освещенности КА, радиосвязи с наземных пунктов управления и получения телеметрической информации. Ближайшее после прилета к Марсу стартовое окно для возврата на Землю приходится на август 2011 года. После принятия решения о старте возвращаемого аппарата, срабатывает система отделения (механические толкатели), обеспечивающая отделение возвращаемого аппарата от перелетно-орбитального модуля (остающегося на поверхности Фобоса) и сообщающая возвращаемому аппарату относительную скорость порядка 1 м/с. После ухода возвращаемого аппарата на безопасное расстояние, включаются его двигательная установка и возвращаемый аппарат выходит на орбиту вокруг Марса с высотой несколько меньшей высоты орбиты Фобоса. Далее, после дополнительной коррекции, выполняются операции по переводу возвращаемого аппарата на межпланетную траекторию Марс – Земля. Этот перевод производится по трех импульсной схеме, подобной той, которая использовалась для перевода КА с межпланетной траектории на эллиптическую орбиту Марса, но в обратной последовательности. Время перелета Марс – Земля составляет 10,5-11,5 месяцев, при этом подлет к Земле произойдет в период с 15 июня по 20 июля 2012 года.

Траектория полета возвращаемого аппарата должна обеспечить прямой вход его в атмосферу и посадку в заданном районе на поверхности Земли. С этой целью при подлете аппарата будут выполнены несколько коррекций траектории. Перед входом а атмосферу Земли, от возвращаемого аппарата будет отделен спускаемый аппарат. В результате аэродинамического торможения спускаемого аппарата при спуске в атмосфере происходит снижение скорости аппарата с ~11,8 км/с (при входе в атмосферу) до ~35 м/с (посадка на поверхность Земли).  Расчетное место падения спускаемого аппарата зависит от множества факторов, включающих параметры входа в атмосферу, характеристик самой атмосферы в зоне падения (вариации плотности, направление и сила ветра), и составлять эллипс с характерными размерами до нескольких десятков километров. Поиск спускаемого аппарата на поверхности Земли осуществляется с помощью наземных средств и радиомаяков на спускаемом аппарате. Дальнейший путь спускаемого аппарата – выполнение международных требований обеспечения карантина для внеземного вещества и далее капсула с образцами грунта Фобоса попадает в лаборатории для геохимического и биологического анализа. Программа наземных научных исследований доставленных образцов грунта Фобоса разрабатывается под руководством академика Э.М. Галимова в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Российской академии наук, головной научной организацией нашей страны по анализу внеземного вещества.

Доставкой образцов грунта с Фобоса на Землю экспедиция не заканчивается. Перелетно-орбитальный модуль, с которого стартовал возвращаемый аппарат, остался на поверхности Фобоса для продолжения выполнения научной программы экспедиции. На борту перелетно-орбитального модуля установлены научные приборы. Программа работы бортовых приборов включает исследования Фобоса и околомарсианского пространства на этапе орбитального движения космического аппарата вокруг Марса (до посадки на Фобос), а также на поверхности Фобоса (после посадки).  Эти исследования направлены на уточнение фигуры Фобоса, его массы, плотности, внутреннего строения, гравитационного поля, магнитного поля, морфологии поверхности, т.е. характеристик Фобоса, как небесного тела. Кроме того, целый ряд приборов, установленных на аппарате, будут исследовать реголит Фобоса в области посадки аппарата. Эта область ограничена возможностью манипулятора, позволяющего обеспечить исследования реголита на расстоянии до 1,5 метров от посадочного аппарата. На турели манипулятора будут установлены несколько спектрометрических приборов для изучения элементного состава реголита, микро-телекамера для изучения структуры реголита, устройство захвата образцов реголита для доставки их к аналитическим приборам на корпусе аппарата. Исследования реголита в районе посадки аппарата необходимы для выбора мест забора образцов грунта грунтозаборным устройством, а также исследований реголита в нескольких местах в области посадки аппарата. Кроме того, исследования в месте посадки в сочетании с наиболее сложной частью экспедиции – доставкой на Землю образцов грунта Фобоса, необходимы, для увеличения надежности выполнения всей экспедиции. Несколько приборов направлены на изучение свойств околомарсианского пространства – регистрация микрометеоритов, условий взаимодействия солнечного ветра с плазменным окружением Марса. Научная программа, выполняемая на борту космического аппарата «Фобос-Грунт» готовится под руководством научного руководителя экспедиции члена-корреспондента РАН Л.М. Зеленого в Институте космических исследований РАН с участием других научных организаций.

Космический аппарат и комплекс научной аппаратуры для проекта «Фобос-Грунт» в настоящее время в стадии активной подготовки. Реализация этого проекта явится важным этапом в исследованиях происхождения и эволюции Солнечной системы, исследований системы Марса. Помимо решения чисто научных задач проекта, реализация этой экспедиции закладывает техническую основу создания космической платформы, которая может быть использована для других околоземных и межпланетных экспедиций. Основные элементы сценария миссии «Фобос-Грунт» позволят отработать этапы будущих экспедиций по доставке на Землю образцов вещества с Марса, что должно явиться одним из основных звеньев подготовки пилотируемой экспедиции на Марс, реализацию которой в ближайшие десятилетия обсуждают ведущие космические агентства.

Источник статьи Федеральное космическое агенство (РосКосмос)