Российская академия наук и Роскосмос завершили опытно-конструкторские работы по созданию станции наблюдения за солнечной активностью «Интергелиозонд». До конца года предстоит окончательно определиться с её внешним видом и компоновкой.
Россия может подобраться к Солнцу так близко, как никто. А может и не подобраться. Нынешние системы космического мониторинга Солнца предпочитают действовать издалека — с земной орбиты. Риски сокращаются, информацию передавать легче, а оборудование и конструктивные решения не являются чем-то сверхсложным. Если же подобраться к светилу поближе (скажем, на расстояние 30–40 его радиусов), перед учёными открывается совершенно новый уровень исследований.
Уникальная российская система «Интергелиозонд» предназначена для определения механизмов нагрева солнечной короны и ускорения солнечного ветра, а также установления природы мощных коронарных выбросов. Одним из преимуществ аппарата станет возможность наблюдения невидимых с Земли областей Солнца.
Поскольку зонд будет располагаться ближе к Солнцу, чем Меркурий, у него должна быть сверхмощная тепловая защита, способная выдержать температуру около 600 ˚С. Основными материалами для передней части аппарата станут тугоплавкие металлы (вольфрам, молибден) и прочные сплавы.
Другой проблемой является невозможность отправки оборудования большой массы — поэтому приборы придётся делать очень лёгкими и компактными. К примеру, телескопы, стоявшие на выведенном из строя российском орбитальном комплексе «КОРОНАС-Фотон», весили около 50 кг, а теперь они должны быть не тяжелее 5–10 кг. Всего 17 измерительным инструментам «выделено» 120 кг.
Наконец, один из ключевых вопросов — скорость передачи данных. При работе каналов связи в течение 10–20 часов в сутки удастся транслировать не более нескольких сот мегабайт информации, так что специалисты сосредоточатся на «уникальных изображениях и сведениях».
Если конструкторы из ИЗМИРАНа, ФИАНа и др. институтов справятся с задачей, Роскосмос запустит «Интергелиозонд» в 2015 году. Об этом сообщает официальный сайт РАН.