» » » Первая "российская" комета приблизится к Земле в октябре 2011 года

Первая "российская" комета приблизится к Земле в октябре 2011 года

5-05-2011, 11:52 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (20 375)
Комета C/2010 X1 (Elenin)
© Фото: Леонид Еленин

Первая за 20 лет открытая российским ученым комета сблизится с Землей на минимальное расстояние в октябре 2011 года, а затем уйдет на дальние окраины Солнечной системы на тысячи лет, сказал в интервью РИА Новости первооткрыватель кометы, астроном Леонид Еленин из Института прикладной математики имени Келдыша.

"В начале октября 2011 года комета приблизится к Земле на расстояние около 0,4 астрономической единицы, это 59,8 миллиона километров. Ее звездная величина может составить 4-5 единиц, скорее всего ее можно будет увидеть невооруженным глазом. Я обещал показать ее дочке", - сказал Еленин.

Фото: Леонид Еленин
Телескоп "Центурион" российской автоматизированной обсерватории ISON-NM

Комета, получившая обозначение C/2010 X1 (Elenin), была обнаружена Елениным 10 декабря на снимках, полученных с помощью российской автоматизированной обсерватории ISON-NM (Нью-Мексико, США). На следующий день эти данные были подтверждены российскими, украинскими и узбекскими астрономами с помощью наблюдений на обсерватории Майданак в Узбекистане. Еще через день были получены подтверждения от американских и японских ученых.

Предыдущий случай открытия кометы советским ученым произошел в 1990 году, когда литовский астроном Казимир Чернис вместе с японскими коллегами открыл комету C/1990 E1 (Chernis-Kiuchi-Nakamura). В 1989 году житель Краснодара Борис Скориченко вместе с британскими астрономами открыл комету C/1989 Y1 (Skorichenko-George).

Согласно уточненным данным, новая комета подходит к Солнцу значительно ближе, сказал Еленин. Если раньше ученые думали, что она не заходит "глубже" орбиты Юпитера, то новые расчеты показали, что она подходит ближе, чем Меркурий - на расстояние 0,45 астрономической единицы. Хотя она не попадает в класс "солнцецарапающих" комет, однако ее сможет увидеть солнечная обсерватория SOHO.

Собеседник агентства подчеркнул, что эта комета не представляет никакой угрозы для Земли, она пройдет на значительном расстоянии от нашей планеты.

"Орбиты ее может быть схожа с орбитой яркой кометы 1997 года, кометы Хейла-Боппа, но C/2010 X1 подойдет намного ближе к Солнцу и она не такая крупная как Хейла-Боппа. Ее период может быть несколько тысяч лет", - сказал ученый.

Еленин пояснил, что такие долгопериодические кометы как правило имеют очень большую массу, поскольку крайне редко наведываются во "внутренние районы" Солнечной системы, где они теряют массу под действием солнечного излучения.

"Любительская" комета

Фото: Леонид Еленин
Телескоп "Центурион" российской автоматизированной обсерватории ISON-NM

Комета Еленина была обнаружена с помощью относительно небольшого любительского телескопа с диаметром зеркала всего лишь 45,5 сантиметра. Этот телескоп установлен на дистанционно управляемой российской обсерватории ISON-NM, расположенной в горах штата Нью-Мексико (США) на высоте 2,2 тысячи метров.

Еленин пояснил, что это негосударственная обсерватория, созданная на средства международного астрономического проекта ISON (International Scientific Optical Network).

По словам собеседника агентства, обсерватория ISON в основном ведет поиск астероидов, сближающихся с Землей, изучением гамма-всплесков.

Еленин отметил, что исследование комет крайне важно для исследования эволюции Солнечной системы - эти небесные тела представляют собой остатки первоначального "строительного материала", из которого формировались планеты.

"Кроме того, это имеет и вполне прикладное значение - всегда существует риск, что некое крупное небесное тело, астероид или комета может столкнуться с Землей, что может привести к крайне тяжелым последствиям", - сказал астроном.

Он посетовал, что российская "государственная" астрономия мало занимается поиском астероидов, сближающихся с Землей (АСЗ).

"Российскими астрономами, за последние годы открыты четыре АСЗ. И все эти открытия любительские", - сказал ученый.

Источник: rian.ru.

1. » #1 написал: VP (5 мая 2011 11:55)

«Кометы могут представлять серьезную угрозу»

Интервью с первым российским астрономом, открывшим комету за последние 20 лет

Сотрудник Института прикладной математики Леонид Еленин, первый за последние 20 лет россиянин, открывший комету, в интервью корреспонденту «Газеты.Ru» рассказал о том, как было сделано открытие, о его научном значении и об оборудовании, с помощью которого была обнаружена комета.

– Расскажите, пожалуйста, о комете, которую вы открыли. Насколько далеко от Земли она сейчас находится? Какой у нее период обращения и каким будет максимальный блеск?

– Комета C/2010 X1 (Elenin) была открыта в ходе планового обзора неба 10 декабря 2010 года. Работа проводилась на негосударственной российской удаленной обсерватории ISON-NM, работающей по астероидной программе российского проекта ISON (International Scientific Optical Network, ранее – ПулКОН, «Пулковская кооперация оптических наблюдателей»).

Телескоп, на котором была открыта комета // фото из личного архива Леонида Еленина

В настоящий момент сказать что-то конкретное по параметрам орбиты не представляется возможным, так как новая комета имеет небольшую угловую скорость и необходимы дополнительные наблюдения для уточнения элементов орбиты. Пока орбита кометы считается параболической, с перигелием (ближайшая к Солнцу точка орбиты – «Газета.Ru») вблизи орбиты Юпитера. Новые измерения показывают, что комета может быть все же короткопериодической (период до 200 лет), причем некоторые из решений дают очень близкий перигелий, внутри орбиты Земли. Я думаю, что многое станет ясно в течение ближайшей недели. Тогда мы и сможем судить о предполагаемом блеске.

– В чем, на ваш взгляд, состоит научная польза поиска комет?

– Мы изучаем свой дом, в котором живем, а более глобальный дом – это Солнечная система. Конечно, наше представление о ней не перевернется от открытия одной кометы. Но все вместе мы делаем общий вклад в эту работу. Во многом это вопрос престижа, как вы знаете, россиянами кометы не открывались более 20 лет, то есть с самого образования независимой России. Открывая новые кометы, мы можем понять, откуда они пришли, и внести новую информацию в теорию строения Солнечной системы.

Следующий вопрос – астероидно-кометная опасность. Есть два отношения к этой проблеме. Первый – в желтой прессе, интернете и на телевидении выливается огромное количество «информации» о конце света. Причем говорится об этом как о доказанном факте, и все мы слышали эти слухи. Это нагнетает тревожную обстановку, но ведь чем «жарче» новость, тем лучше. Есть и другое мнение, которое во многом является негативным результатом описанной выше темы о конце света. Говорят, что ученые запугивают народ, чтобы им выделяли больше денег, а на самом деле Земле ничего не грозит. Это не так. Солнечная система постоянно эволюционирует как живой организм, если посмотреть на динамику движения всех объектов в ускоренном времени, это прекрасно видно.

Поэтому катастрофические столкновения в истории Земли уже были и будут в будущем, если мы не сможем отвести угрозу.

Это случится не завтра и не в 2012 году. Подобные катастрофические столкновения случаются раз в миллионы лет. Но столкновения с малыми телами размерами порядка 100 метров могут случаться гораздо чаще. Конечно, подобное столкновение не приведет к глобальной катастрофе, и одной из задач астрономов является определение области падения небесного тела с тем, чтобы заблаговременно провести эвакуацию населения. Это большой вопрос, и я не буду его дальше развивать в этом интервью, просто отмечу, что кометы могут представлять для Земли серьезную угрозу, особенно крупные долгопериодические кометы, которые неизвестны на данный момент.

Обнаружив такое тело у орбиты Юпитера и поняв, что существует вероятность его столкновения с Землей, у нас будет очень мало времени на то, чтобы должным образом отреагировать.

И в настоящий момент средств противодействия подобным угрозам у нас нет...

– Как происходило открытие? Можете рассказать подробнее про телескоп в Нью-Мексико, где было сделано открытие? Как он управляется дистанционно? Насколько сложное программное обеспечение используется, кто его разрабатывал?

– Как я говорил ранее, комета была обнаружена на снимках нашего обзора неба. Обсерватория ISON-NM расположена в горах Нью-Мексико, в хорошем астроклимате, на высоте 2217 метров. В качестве обзорного инструмента используется телескоп с апертурой (диаметром главного зеркала) 455 мм. В качестве детектора используется современный полноформатный CCD-приемник. Поле зрения этой оптической системы составляет 100х100 угловых минут.

Рабочее проницание – порядка 20,5 звездных величин (для примера, блеск Плутона в настоящий момент – 14,5 звездных величин).

После получения снимков они обрабатываются специальной программой, разработанной командой украинских программистов, на компьютере, находящемся в нашей обсерватории, на расстоянии 9500 км от Москвы. Главная задача этого программного обеспечения – детектирование движущихся объектов. После чего моей задачей является ручная проверка всех найденных объектов, так как среди них есть большое число ложных срабатываний: это плата за высокую чувствительность алгоритма детектирования.

Вот в ходе этой работы и был обнаружен неизвестный объект, сразу привлекший мое внимание.

Он был слегка размыт и имел скорость вдвое меньшую, чем у обычных астероидов в этом кадре. Тогда и закралось сомнение, что это необычный объект, но предстояло проверить: возможно, это была уже известная комета. Оказалось, что с такими координатами никаких известных объектов не должно быть.

После этого началась техническая работа, первыми кометную природу нового объекта подтвердили в обсерватории Майданак (Узбекистан) с помощью 1,5-метрового телескопа. Затем последовали и другие подтверждения из России, Италии и США.

– Расскажите, пожалуйста, о проекте ISON? Какова его главная задача? Какие открытия удалось сделать с помощью него? Насколько эти открытия соответствуют главной задаче проекта? Или же они являются приятным «побочным эффектом»? Где еще в мире находятся телескопы сети ISON?

– Главной задачей проекта ISON является наблюдение и изучение космического мусора, а также общей обстановки в околоземном пространстве. В этой области достигнуты больше успехи мирового уровня. С нами в кооперации работают свыше 30 обсерваторий, расположенных как на территории бывшего СССР, так и в дальнем зарубежье. С помощью финансовой поддержки ISON осуществляется реконструкция многих обсерваторий, пришедших в упадок за последние десятилетия.

В Нью-Мексико установлен дистанционно управляемый телескоп, главной задачей которого является поиск новых объектов Солнечной системы.

Также на обсерватории проводится фотометрия астероидов, сближающихся с Землей (АСЗ), и наблюдения оптических послесвечений гамма-всплесков.

– С кем из астрономов вы сотрудничаете? Как считаете: насколько эффективным является сотрудничество любительской астрономии с профессиональной? Есть ли перспективы у этого сотрудничества и в чем оно заключается – в поиске новых и сверхновых звезд, открытии объектов Солнечной системы, а еще?

– Мы открыты для взаимно интересного сотрудничества в разных областях наблюдательной астрономии. Примером тому служат наблюдения гамма-всплесков и фотометрии астероидов. Сотрудничество с любителями астрономии, той ее группой, которой интересна именно наука, я считаю очень перспективным.

Особенно это касается наблюдений малых тел Солнечной системы, а также изучения переменных звезд. Можно отметить наблюдения покрытий звезд, наблюдения гамма-всплесков, в меньшей степени поиск сверхновых звезд. Хочу отметить, что все российские АСЗ открыты любителями астрономии, как и первая российская комета. Ведь по статусу я астроном-любитель, так как моя основная работа в Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша (ИПМ) напрямую не связана с поиском новых объектов Солнечной системы и вообще с наблюдательной астрономией.

– Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы стали наблюдателем?

– Я закончил Московский авиационный институт по специальности «проектирование электронно-вычислительных комплексов», сейчас работаю младшим научным сотрудником в ИПМ. Я полюбил астрономию еще в школе, все началось с книги Ф. Ю. Зигеля «Сокровища звездного неба». Первый телескоп появился у меня достаточно поздно, в 2006 году, после окончания моей службы в Вооруженных силах. С самого начала, обладая даже скромными техническими средствами, мне было интересно делать какую-то научную работу. Так я начал наблюдать переменные звезды. В декабре 2007 года я впервые попробовал провести дистанционные наблюдения, и мне это очень понравилось. Начало 2008 года я провел в поисках частных обсерваторий США, готовых дать мне некоторое количество наблюдательного времени.

Леонид Еленин // фото из личного архива Леонида Еленина

Такие обсерватории, как ни странно, были найдены.

Я хочу выразить огромную благодарность людям, которые тогда дали мне эту возможность, ведь именно с их помощью я состоялся как наблюдатель. В декабре 2009 года я предложил реализовать проект удаленной обсерватории сети ISON в США, где у меня много добрых знакомых. Проект состоялся. В мае 2010 года на обсерватории был получен «первый свет». С середины июля начались регулярные поисковые работы, а также дальнейшая отладка оборудования, планирование тактики и стратегии наблюдений. 10 августа, аккурат в моей день рождения, был открыт первый астероид обсерватории, оказавшийся марс-кроссером (то есть пересекающим орбиту Марса). Ровно через месяц мы открыли первый астероид, относящийся к семейству Амура, – АСЗ 2010 RN80. 10 декабря была открыта первая за последние 20 лет российская комета. В настоящий момент обсерватория ISON-NM входит в десятку обсерваторий с самым большим числом измерений малых тел Солнечной системы за год. По этому показателю мы уже сейчас опережаем некоторые национальные обзорные программы.

– Каких еще открытий можно ожидать от телескопов сети ISON?

– Обсерватория работает каждую ясную ночь, коих в горах Нью-Мексико много. Мы не останавливаемся на достигнутом. В настоящий момент открыто более сотни астероидов, построены кривые блеска десятка АСЗ, проведены наблюдения нескольких гамма-всплесков. Надеюсь, что в будущем мы начнем поиск сверхновых звезд на получаемых кадрах, это будет

«побочный» продукт наших наблюдений. Ну и главное – поисковая работа будет продолжена, и я уверен, нас ждет еще немало интереснейших открытий!

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/science/2010/12/20_a_3471201.shtml