Пожалуй, сегодня во всем мире знают о первом советском пилотируемом орбитальном корабле Буран. Лицо человека, работавшего над этим сверхсекретным проектом 20-го века, никогда не появится на фото и кинохронике тех лет, кроме как в карточке из личного дела.
Созданный под руководством главного конструктора Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского проект транспортного орбитального самолета «БУРАН» стал отвлекающим маневром в звездной войне.
Изделие 0.02 - концепт первого в мире орбитального бомбардировщика с ядерным вооружением на борту.
Но если даже о первом советском орбитальном самолете Буран, совершившим полёт в открытый космос, до сих пор мало чего известно, то о его полноразмерном атмосферном аналоге БТС-002 неизвестно практически ничего. Это закрытая, и до сих пор непрочитанная страница звездных войн.
Так в чем же было отличие двух похожих на первый взгляд космических машин, и в то же время значительно отличающихся друг от друга. Немногие знают, что Буран даже на сегодняшний день является самым совершенным в мире орбитальным кораблем, который приговорили к забвению еще до старта.
Одной из важнейших тем испытаний Бурана, стала отработка системы посадки советского орбитального корабля многоразового использования БТС-002 в автоматическом режиме.
Дело в том, что Буран имел только двигатели орбитального маневрирования и управляющий двигатель, которые не предназначались для полноценного полета в атмосфере.
Стоит отметить, что наличие двигателей и дополнительное топливо, для совершения полета Бурана по самолетному, значительно снижало полезную нагрузку орбитального корабля и существенно усложняло конструкцию планера. Поэтому посадка 100 тонной машины изначально подразумевалась, как свободноспускающегося планера в бездвигательном режиме.
Знаменитое фото приземления орбитального корабля "БУРАН" 1988 года.
Изначально для отработки систем орбитального корабля были привлечены летающие лаборатории, созданные на базе истребителя МиГ-25, а впоследствии и Ту-154, где место пилота и система автоматической посадки были идентичны.
Следует так же отметить, что аэродинамические свойства Бурана были ниже, чем у летающих лабораторий. Для нивелирования летных характеристик на Ту-154 испытания посадки в автоматическом режиме проходили с включенным реверсом тяги двигателей. Основной задачей летающих лабораторий было научить системы Бурана садиться в автоматическом режиме.
В результате испытаний автоматика должна была правильно научиться просчитывать довольно сильные порывы ветра, а отклонение от оси взлетно-посадочной полосы не должно было составлять более метра.
Со временем к испытаниям подключили полноразмерный самолет БТС-002, который многие до сих пор считают аналогом транспортного Бурана. По соображениям секретности он проходил под обозначением БТС-002 (Большой транспортный самолет 2) или изделие 0.02, но у военных на него были совершенно другие планы.
В отличие от Бурана, в хвостовой части фюзеляжа БТС-002 имел 4 турбореактивных бесфорсажных двигателя АЛ-31 разработки ОКБ им. А. М. Люльки, которые позже устанавливались на истребители Су-27. С их помощью БТС мог самостоятельно взлетать и выходить на заданную точку посадки.
Командиром БТС-002 назначили космонавта Игоря Волка. Однако вместо тренировки во время полетов, космонавтам приказали просто сидеть в кабине и контролировать систему автоматического взлета и посадки. Взлет и посадка БТС-002, с первого же полета, должны были проходить только в автоматическом режиме. Это было жесткое требование правительства, и контролировалось на самом верху.
Концепт Изделия 0.02
Первый полет БТС состоялся 10 ноября 85-го года. Всего на БТС было совершено 24 полета, причем 16 из них были полностью выполнены в автоматическом режиме, а все последующие вообще без экипажа.
В результате испытательных беспилотных полетов БТС-002, должны была научить систему просчитывать сильные порывы ветра. Отклонение от оси взлетно-посадочной полосы не должно было составлять более метра.
Именно так и сядет Буран после первого беспилотного космического полета 15 ноября 88-го года. Обогнув 2 раза землю, первый советский орбитальный самолет благополучно вернулся на посадочную полосу аэродрома на Байконуре.
Но получилось так, что первый полет первого советского орбитального самолета Буран стал для него последним. И на это были свои причины.
Когда две сверхдержавы готовы были сцепиться в ядерной схватке, выяснилось, что воевать друг с другом они уже не могут. Они просто вынуждены договариваться, так как если одна сторона запустит свои ракеты, то вторая непременно успеет ответить.
Космический проект Энергия-Буран был отвлекающим маневром в этой звездной войне, и такая жертва требовала колоссальных затрат. И если бы при первом же полете в космос с Бураном бы случилась бы авария, то правительство вздохнуло бы с облегчением, и закрыло бы все работы по орбитальному грузовому самолету, причем без зазрения совести.
У военных лоббистов были другие цели, связанные больше с аналогичной боевой версией БТС-002. Его дальнейшее развитие должно было стать первым орбитальным космическим бомбардировщиком, так как мгновенную победу могло обеспечить только ядерное оружие, постоянно барражирующее в космосе над территорией противника. И именно изделие 0.02 способно было доставить его в космос.
В Кремле прекрасно знали, что Пентагон уже предпринимает попытки накрыть Советский союз ядерным космическим колпаком. А проект Энергия-Буран было не что иное, как замаскированная подготовка к противостоянию потенциального противника.
Лишь главный конструктор Лозино-Лозинский и высшее военное руководство знало истинное назначение проекта 0.02
Аналог Бурана - БТС-002
Прямое назначение этого орбитального самолета 0.02 было непосредственное уничтожение стратегических объектов США ядерным ударом при максимальной активной обороне.
Еще в 66-ом году фантастический и секретный проект Лозино-Лозинского «Спираль» планировалось применить именно для этих целей. Так что самолеты за пределы орбиты вывел не научный прогресс, их вытолкнула в космос гонка вооружений.
Параллельно с дальнейшим развитием проекта БТС-002, готовилась группа космонавтов, о полетах которых никогда бы не узнала пресса. Этих людей в то время, словно вообще не существовало. Они готовились стать пилотами нового рода войск, способные взломать любую оборону.
Попутно началось строительство сразу 10-ти боевых многоразовых кораблей под обозначением изделие 0.02. Они предполагали установку двигателей для самостоятельного выхода на орбиту и маневрирования в космосе, с использованием аэродинамических особенностей планера. Он должен был способен нырять в атмосферу, уходить на другую орбиту и неожиданно выходить над заданным районом.
12 мая 87-го года на Байконур лично побывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев.
12 мая 1987 года Горбачев на Байконуре объявил триумф Бурану.
Это был первый руководитель страны, который в присутствии Министра машиностроения, отвечающего в то время за космическую отрасль, на космодроме открыто заявит о том, что в проблемах советских людей виновата именно космонавтика.
Он так же заявил, что неизбежным решением народного правительства будет переход оборонной промышленности на выпуск товаров народного потребления.
Тогда на Байконуре Горбачёв подписал Бурану приговор, а как следствие и приговор первому многоразовому орбитальному бомбардировщику с ядерными ракетами на борту.
Горбачев с гордостью делился, как они с Рональдом Рейганом ударили по рукам, подписав соглашение о демилитаризации космического пространства. Именно тогда стало понятно, что звездные войны закончились, как и их финансирование.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 3045
Рейтинг поста: