» » » VLT обнаружил галактики, попавшие в «паутину» сверхмассивной черной дыры

VLT обнаружил галактики, попавшие в «паутину» сверхмассивной черной дыры

5-10-2020, 12:35 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 589)

При помощи Очень большого телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) астрономы нашли в молодой Вселенной огромную газовую «паутину», которая состоит из шести галактик, окружающих сверхмассивную черную дыру. Это первый случай подобной находки, относящейся к столь ранней эпохе.

Газовая паутина в ранней Вселенной, обнаруженная VLT (визуализация). Источник: ESO/L.Calçada

По словам исследователей, найденные ими галактики — одни из самых слабых объектов, которые могут быть зарегистрированы современными телескопами. Они были обнаружены в ходе многочасовых наблюдений с использованием приемников MUSE и FORS2, смонтированных на VLT. Мы видим их такими, какими они были спустя всего 900 млн лет после Большого Взрыва.

Объекты являются частью структуры, состоящей из газовых волокон и внешне напоминающей паутину. Она простирается на расстояние, более чем в 300 раз превышающее размеры Млечного Пути. Галактики расположены в точках пересечения волокон, которые выполняют роль своеобразных «трубопроводов» — вдоль них движутся потоки газа, питающие как сами звездные системы, так и расположенную в центре всей структуры сверхмассивную черную дыру.

Расположение газовой структуры, найденной по данным наблюдений VLT, на карте звездного неба. Источник: ESO, IAU, Sky & Telescope

Открытие является важной вехой, позволяющей лучше понять механизмы формирования первых сверхмассивных объектов. Чтобы достичь масс, измеряющихся миллиардами солнечных, первичные черные дыры, сформировавшиеся в результате коллапса ранних звезд, должны были расти с очень большой скоростью. Долгое время астрономы не могли объяснить, откуда можно взять столько «пищи» за сравнительно короткий (по космологическим меркам) промежуток времени. Найденная структура дает правдоподобный ответ на этот вопрос. «Паутина»  и галактики внутри нее содержат достаточно газа, чтобы обеспечить превращение центральной черной дыры в сверхмассивного гиганта.

Широкоугольное изображение области неба вокруг найденной VLT газовой структуры. Источник: ESO/Digitized Sky Survey 2. Acknowledgement: Davide De Martin

Но как сформировалась «паутина» и другие структуры подобного типа? Ученые считают, что ответ на этот вопрос связан с гигантскими гало таинственной темной материи. По всей видимости, на ранней стадии эволюции Вселенной огромные скопления невидимого вещества притягивали большие массы газа, что приводило к формированию паутинообразных структур, которые, в свою очередь способствовали быстрому росту галактик и черных дыр. Тот факт, что еще до недавнего времени нам не удавалось увидеть подобные системы, можно объяснить ограниченными наблюдательными возможностями использовавшихся инструментов. В будущем, по мере ввода в строй обсерваторий следующего поколения, астрономы получат возможность находить намного больше объектов в ранней Вселенной.

По материалам: https://www.eso.org