» » » Древняя жизнь на Марсе: сможет ли новая миссия найти ее следы

Древняя жизнь на Марсе: сможет ли новая миссия найти ее следы

13-07-2020, 11:53 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 741)

Древняя жизнь на Марсе: сможет ли новая миссия найти ее следы Фото из открытых источников

Сейчас Марс можно считать бесплодной, ледяной пустыней, но когда-то этот ближайший сосед Земли мог питать жизнь. Это вопрос веками занимал ученых и разжигал научно-фантастическое воображение. Сейчас три проекта освоения космоса готовятся к запуску самых амбициозных предложений, надеясь найти этот и другие ответы.

Ученые полагают, что четыре миллиарда лет назад обе планеты имели потенциал для развития жизни, но большая часть истории Марса до сих пор остается загадкой.

Новые датчики Марса из Соединенных Штатов, Объединенных Арабских Эмиратов и Китая будут запущены этим летом. Их цель состоит не в том, чтобы найти марсианскую жизнь - ученые полагают, что там сейчас ничего не выживет, а в том, чтобы искать возможные следы прошлых форм жизни.

Эти обширные и дорогостоящие программы могут оказаться бесполезными. Но астробиологи надеются, что красная планета по-прежнему наша лучшая надежда найти записи о жизни на других планетах.

Марс - «единственная планета с конкретными шансами найти следы внеземной жизни, потому что мы знаем, что миллиарды лет назад она была обитаемой», - сказал Жан-Ив Ле Галль, президент французского космического агентства. Он является одним из архитекторов исследовательского зонда НАСА «Марс 2020», запуск которого запланирован на конец июля, когда Земля и Марс будут находиться ближе всего друг к другу.

Проект стоимостью более 2,5 миллиардов долларов - последняя и наиболее технологически продвинутая попытка раскрыть глубокие тайны Марса. Но он не одинок, так как энтузиазм в освоении космоса возродился.

Научные исследования красной планеты начались всерьез в 17 веке. В 1609 году итальянец Галилео Галилей наблюдал Марс с помощью примитивного телескопа и при этом стал первым человеком, который использовал новую технологию в астрономических целях.

Пятьдесят лет спустя голландский астроном Кристиан Гюйгенс использовал более совершенный телескоп своего собственного дизайна, чтобы сделать первый в истории топографический рисунок планеты.

Марс - по сравнению с «пустынной, пустой» луной - долгое время казался многообещающим для потенциальной обитаемости микроорганизмами, отмечает астрофизик Фрэнсис Рокард.

Но 20-й век оказался неудачным в этом плане. В 1960-х годах, когда гонка за посадку человека на Луну ускорялась, исследования касательно Марса были как-то отодвинуты в сторону. Его атмосфера была проанализирована в поисках химического дисбаланса, газов, реагирующих друг с другом, что намекает на жизнь. «Если нет реакции, то, вероятно, там нет жизни», - сказали ученые. Так и оказалось – атмосфера Марса была абсолютно неактивна в том, что касается химии. Образцы почвы также подтвердили, что планета больше не пригодна для жизни. Программы на Марсе по сути остановились на 20 лет.

И лишь в 2000 году ученые сделали открытие, изменившее мнение о планете: они обнаружили, что когда-то по ее поверхности текла вода. Это открытие помогло возродить интерес к исследованию Марса. Ученые разглядывали изображения оврагов, оврагов, обыскивая марсианские поверхности на предмет наличия жидкой воды. Более 10 лет спустя, в 2011 году, они окончательно ее нашли. По словам ученых, стратегия «следуй за водой, следуй за углеродом, следуй за светом» принесла свои плоды. Каждая миссия с момента открытия воды приносила все больше и больше доказательств того, что Марс не так мертв, как считалось ранее.

И вот уже скоро на Красную планету должен будет приземлиться марсоход. И это исследование можно, пожалуй, назвать самым долгожданным. Место запланированной посадки - кратер Джезеро, возможно, когда-то было широкой 45-километровой дельтой реки. Богатый осадочными породами, такими как глина и карбонаты - те же самые породы, которые содержат ископаемые следы на Земле - Джезеро может быть настоящей сокровищницей.

Или, возможно, нет.

«Мы знаем, что вода когда-то текла, но остается вопрос: как долго?», - отмечают ученые. «Мы даже не знаем, сколько времени понадобилось, чтобы жизнь появилась на Земле».

Если миссия сможет вернуть эти камни на Землю, они могут дать ответы на вопросы, которые давно ставили ученых в тупик. Но при это пройдут еще годы, прежде, чем их анализ будет доступен. И даже в таком случае результаты будут, скорее всего, «связкой улик», а не четким ответом.

Кроме того, ученые рассматривают и другой, возможно, еще более глубокий вопрос. Если на Марсе никогда не было жизни, то почему? По словам ученых, ответ на это может обогатить наше понимание того, как жизнь развивалась на нашей собственной планете.

Из-за смещения тектоники плит под ядром Земли чрезвычайно трудно найти какие-либо следы жизни здесь до 3,5 миллиардов лет назад. У Марса нет таких тектонических плит и поэтому существует вероятность того, что там будут сохранены признаки жизни в четыре миллиарда лет, которых уже никогда не найти на Земле. И если последние программы Марса не смогут найти признаков древней марсианской жизни, всегда есть дополнительные границы для исследования.

Например, Энцелад и Европа – два спутника Сатурна и Юпитера, считаются очень многообещающими претендентами. Хотя достижение их остается больше научной фантастикой, чем реальностью.

Источник: /planet-today.ru.