» » » Погода активно меняет ландшафт в северной части Марса

Погода активно меняет ландшафт в северной части Марса

4-02-2011, 12:15 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (2 059)

Поверхность северной части Марса, примыкающая к его полюсу, активно изменяется под влиянием погодных условий. Наблюдения за этими процессами помогут ученым со временем понять климатические тенденции на планете и "заглянуть" в ее прошлое, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science в пятницу.

Такие изменения - как внезапные, так и постепенные - затрагивают песчаные дюны, занимающие площадь примерно 700 тысяч километров, и вызваны сезонными переходами атмосферного углекислого газа (СО2) из твердого состояния в газообразное и обратно. Кроме того, авторы публикации не исключают и непосредственной роли ветров в формировании дюн.

Несмотря на то, что планетологи уже давно подозревали, что именно эта часть поверхности Красной планеты является наиболее подвижной, доказательства были получены только сейчас, спустя четыре земных года наблюдений с помощью камеры высокого разрешения HiRISE. Она установлена на искусственном спутнике планеты - "Марсианском разведывательном спутнике" (Mars Reconnaissance Orbiter) NASA.

За время ее работы на Марсе смена сезонов прошла всего два раза, однако этого оказалось достаточно, чтобы обнаружить большое количество оползней песчаных дюн, образование в них вымоин и углублений, а также постепенную "маскировку" трансформаций ландшафта.

Основной движущей силой последних является переход газообразного СО2 в твердое состояние зимой и обратно в газообразное - летом. Под влиянием низких температур так называемый "сухой лед" СО2 подобно одеялу покрывает дюны, сдерживая их движение. Испаряясь в теплые месяцы, он утрачивает свою скрепляющую функцию, что и приводит к оползням.

"Количество и глубина изменений оказались просто удивительными. Потоки газа дестабилизируют песок в дюнах Марса, вызывая оползни и формирование альковов и углублений. В некоторых участках в оползнях участвуют сотни кубических метров песка", - сказала Кэндис Хэнсен (Candice Hansen), ведущий специалист NASA по работе с HiRISE, слова которой приводит пресс-служба Аризонского университета в США.

Наблюдения дают ученым основания утверждать, что марсианские ветры в северной части планеты сильнее, чем предполагалось ранее, и обладают возможностью поднимать частицы песка на большие высоты. Затем этот песок способствует "залечиванию ран" на поверхности дюн.

Подобные изменения ландшафта были зафиксированы для 40% поверхности Марса в северной его части. Аналогичные, но куда менее активные процессы были в прошлом зафиксированы и в южной части планеты.

"Понимание того, как Марс видоизменяется в наши дни - ключ к пониманию базовых планетных процессов и того, как Марс эволюционирует на протяжении больших отрезков времени. На Земле мы не можем наблюдать подобные явления и должны уметь их правильно интерпретировать", - сказал коллега Хэнсен Альфред Мак-Ивен (Alfred McEwen).

Источник: rian.ru.

1. » #2 написал: VP (4 февраля 2011 15:17)

На Марсе зафиксированы "ходячие горы"

Одним из сезонных явлений на Красной планете является регулярная смена рисунка ландшафта. Каждую марсианскую весну сформировавшиеся за зиму горы начинают двигаться и постепенно исчезают совсем.

К такому выводу пришли специалисты NASA, изучавшие поверхность Марса в течение двух сезонов с помощью орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). Ежегодно в холодную зиму на Красной планете концентрации CO2 конденсируются в форму сухого льда, который откладывается на марсианских полюсах. Но оттепели, наступающие весной и летом, заставляют эти ледники растворяться. Вместе с этим меняется и рельеф планеты.

Исследователи из Института планетарных наук в Тусоне, Аризона, выбрали для наблюдений марсианские поля дюн, по площади сопоставимые с целым штатом Техас. В течение двух сезонов эти области постоянно фотографировались с MRO. "Мы рассчитывали зафиксировать минимальные изменения ландшафтного рисунка, но в итоге оказалось, что сотни кубометров грунта просто сползли с верхушек дюн, полностью изменив рельеф этих областей", - рассказала специалистка по Марсу Кэндис Хансен-Кохарчек.

Кроме того, ученые нашли доказательства того, что порывы ветра на северном полюсе Красной планете оказываются достаточно сильными, чтобы перемещать значительные объемы красного песка, составляющего основу марсианского грунта. Это еще один фактор, способствующий постоянному видоизменению "лица Марса".

А в прошлом году планетарные геологи представили железные доказательства того, что некоторое время назад марсианский климат был теплым и влажным, располагавшим к развитию жизни.

Орбитальный зонд передал в NASA изображения и анализ лавы со склонов одного из вулканов Красной планеты. Застывшая порода сохранила без изменений минеральные отложения, которые были характерны для "молодого" Марса. Высокие концентрации гидратированного кремнезема подсказали ученым, что здесь, а значит и в районах других вулканов тоже, менее 3,5 млрд лет назад могли существовать настоящие курорты, области с идеальными условиями для жизни. Подобный состав грунта формируется только под воздействием положительных температур в условиях высокой влажности. Эти же условия необходимы для появления и развития живых существ подобных земным.

Зонд Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) был запущен в августе 2005 г., и уже через год выведен на рабочую орбиту. Это мультизадачный аппарат, оснащенный камерами, радарами и спектрографами, он собирает информацию о ландшафте, составе грунта и льда на поверхности Красной планеты, "заглядывает" в кратеры вулканов. Строительство зонда обошлось NASA в $720 млн, но за возможность получения надежных доказательств существования жизни на других планетах ученые готовы платить много больше.

Постоянный адрес статьи:

%CD%E0%20%CC%E0%F0%F1%E5%20%E7%E0%F4%E8%EA%F1%E8%F0%EE%E2%E0%ED%FB%20%26quot%3B%F5%EE%E4%FF%F7%E8%E5%20%E3%EE%F0%FB%26quot%3B

NASA ©

2. » #1 написал: 2NikTO (4 февраля 2011 14:15)