В условиях санкций со стороны США большое значение приобретает то, чем и как Россия может реально ответить на непомерные американские амбиции. Одним из крайних видов контрсанкций считается возможность запрета поставки в США ракетных двигателей РД-180 и РД-181, которыми оборудуются ракеты Atlas и Antaris. Они используются для вывода на орбиту американских спутников-шпионов. Однако этого рычага у нашей страны может в нужный момент не оказаться. Да и продать Турции свои двигатели мы точно не сможем
Дмитрий Ефимов, 4 марта 2020, 21:30 — REGNUM В феврале этого года исследовательская служба Конгресса США сообщила, что ВВС США предвидят ряд серьёзных проблем, связанных с отказом от российских двигателей и переходом к конкурентному рынку космических запусков. Этот вывод подтвердила покупка США еще четырех двигателей РД-181 (это «половинки» РД-180), о которой стало известно 1 марта.
Вроде вот готовый рычаг в случае обострения санкционной обстановки, но не всё так просто.
В 2002 году НПО «Энергомаш» продал США лицензию на производство двигателя РД-180 на 20 лет по соглашению №643/07557935/980−1005−02 от 27 сентября. Это было сделано по согласованию с Минобороны, Минэкономразвития, Федеральным космическим агентством и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России. В результате сделки с совместным российско-американским предприятием RD AMROSS, Llc («Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш») тонны конструкторской и технической документации по этому двигателю уплыли за океан. Эта фирма представляла интересы United Launch Alliance (ULA) — производителя ракет AtlasV, которое тоже было совместным, но уже американским: в него вошли крупнейшие игроки в космической промышленности США —LockheedMartinSpaceSystems и BoeingDefense, Space & Security. Им тогда еще обзавидовался Илон Маск со своей ракетой SpaseX, сказав, что «конструкция и дизайн русского двигателя выше всяких похвал».
Стоит помнить, что именно благодаря этому соглашению с США Россия все-таки смогла сохранить свою космическую промышленность и получила хоть какие-то инвестиции. Именно так, денег хватало лишь на поддержание производства на минимальном уровне, но заказ на 101 двигатель РД-180 за 1 фиксированный миллиард в долларах грел души электромашевцев. Первый двигатель был отправлен в американский Денвер в 2000 году, а Atlas V ушел в небо еще через два года. «Энергомаш» тем временем выживал. В 2008—2009 годах его чистый убыток от поставок двигателей РД-180 в США составил 880 миллионов рублей — почти 68% всех потерь компании. А Счётная палата России выявила, что двигатели продавались только за половину затрат на их производство.
Обладающая лицензией на производство РД-180 в США, Pratt & Whitney планировала начать его в 2008 году, но этого не случилось. Был перенесен и следующий срок — связанный с первым военным запуском AtlasV в 2012 году. Кстати, в соответствии с еще одним соглашением, подписанным между «Электромашем» и RD AMROSS, всё время с 2002 года предприятие не могло продавать двигатель РД-180 без согласия американской стороны как в России, так и на международной арене. Продажи разрешались только на «исключительной территории», к которой, как не трудно догадаться, относилась территория США. Так рынок сбыта РД-180 оказался полностью монополизирован американскими партнерами. Кабала для НПО «Энергомаш» должна была кончиться только в 2022 году.
Однако в дело вмешался фактор форс-мажора. В 2014 Крым вернулся в родную гавань и США ввели против России санкции. В 2015 году Конгресс США хотел вообще отказаться от закупок российского двигателя, но его остановили представители Пентагона и Ленгли. Заместитель министра обороны США Френк Кендалл тогда заявил: «Для того чтобы отказаться от РД-180, нам нужно будет израсходовать из нашего бюджета более одного миллиарда долларов, и я думаю, что это не очень хороший вариант». Так он назвал собственное производство двигателей. Продолжать покупать их у России для американского налогоплательщика было бы гораздо дешевле.
Поэтому уже в 2016 году Сенат США согласовал закупку 18 ракетных двигателей до 2022 года. Но вернемся в 2015 год. Именно тогда лицензионное соглашение и соглашение по ограничению сбыта были продлены до 2030 года, однако это было сделано несколько противозаконно — без необходимых согласований с акционерами и ответственными государственными органами. В результате американцы в лице установленного кадрового сотрудника ЦРУ президента RD AMROSS Парсон за абсолютно даром получили возможность не только производить в США РД-180, но и налагать запрет на его продажи России на всю первую треть XXI века. Кто-то говорил и о личной заинтересованности в этом и гражданина России, входившего в совет директоров как НПО, так и СП.
После смены в 2016 году руководства в РКК «Энергия» и НПО «Энергомаш» этими событиями заинтересовалась 2-я Прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области. Однако виновные в экономическом ущербе, нанесенном государству в «космическом размере» так и не были найдены, а тем более не привлечены к ответственности. Но самое главное то, что Россия до сих пор лишена возможности продавать лучший двигатель в мире — РД-180, и об этом вряд ли знает наш президент.
Поэтому и санкции по этой линии против американцев невозможны. Не зря же еще в 2015 году вице-премьер Дмитрий Рогозин фактически раскрыл тайну: «Мы могли бы сейчас перекрыть поставку реактивных двигателей РД-180 для американских ракет. Мы обсуждали этот вопрос, не скрою, я собирал наших специалистов несколько раз. Подумали — зачем?».
Р.S. 5 марта президент России Владимир Путин встречается с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Интересно, что будет, если наш восточный партнер попросит Владимира Владимировича, к примеру, продать несколько двигателей для ракет, выводящих на орбиту мирные турецкие спутники?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: Классик (11 марта 2020 09:54) Статус: |
Думаю сейчас Рогозину трудновато реализовать перспективные проекты из-за ограниченного финансирования. Вполне вероятно, низкий старт из состояния застоя в будущую гонку будет дан по метке его отставки. Орбитальные запуски отлажены и не требуют вливания на разработки. Фактор противостояния двух держав, как бы ни старались политологи - не получается. Китай всё еще мешает. И есть смысл в том, что Путин останется. Нынешний стиль удержания президентов США на коротком поводке с видимостью отчаянного противостояния поспособствует скорому выстрелу стартового пистолета.
» #2 написал: Mark (11 марта 2020 02:01) Статус: |
Во всё поверю! Но в то, что Путин "это не знает" -ну-ну-... И что виновных не нашли - тоже не верится. Да и в чём вопрос? Отозвать соглашение, не выгодно - вот и всё, амеры, вон, гарантии спокойно отзывают, а мы чем хуже?
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1080
Рейтинг поста:
Вполне вероятно, низкий старт из состояния застоя в будущую гонку будет дан по метке его отставки.
Орбитальные запуски отлажены и не требуют вливания на разработки.
Фактор противостояния двух держав, как бы ни старались политологи - не получается. Китай всё еще мешает.
И есть смысл в том, что Путин останется.
Нынешний стиль удержания президентов США на коротком поводке с видимостью отчаянного противостояния поспособствует скорому выстрелу стартового пистолета.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 28
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 927
Рейтинг поста: