» » » «Спектр-РГ» зарегистрировал гамма-всплески и гибель звезды

«Спектр-РГ» зарегистрировал гамма-всплески и гибель звезды

5-03-2020, 10:14 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (761)

Рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ» удалось совершить несколько новых открытий. В частности, космический телескоп зарегистрировал гамма-всплески, а также зафиксировал сигнал, по всей видимости связанный с гибелью звезды. Об этом сообщается в двух пресс-релизах (№1 и №2), опубликованных на сайте Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН).

27 декабря установленный на борту обсерватории телескоп eROSITA зафиксировал очень яркий рентгеновский источник на месте обычной галактики, от которой никогда не наблюдалось рентгеновского излучения на таком уровне и которая ранее не демонстрировала признаков наличия активного ядра.

Через два дня система обнаружения оптических вспышек ZTF (Zwicky Transient Facility) зафиксировала увеличение яркости галактики. Позже аппарат SWIFT зарегистрировал яркий рентгеновский источник в этом направлении. Исходя из совокупности данных, ученые пришли к выводу, что «Спектр-РГ» пронаблюдал гибель звезды. Она была разорвана в результате приливного воздействия расположенной в центре галактики сверхмассивной черной дыры. Это привело к образованию аккреционого диска. Вещество в нем разогрето до температур в десятки миллионов градусов и активно излучает в рентгеновском диапазоне.Кроме того, «Спектр-РГ» зарегистрировал ряд гамма-всплесков. Например, 1 января 2020 г. установленный на борту обсерватории телескоп ART-XC обнаружил необычное и кратковременное (длительностью около 5 секунд) повышение интенсивности излучения в своих детекторах. При этом в поле зрения инструмента никаких ярких объектов в этот момент обнаружено не было. Более того, повышение интенсивности регистрировалось только в трех из семи детекторов телескопа.

Последующие наблюдения и сравнение данных с результатами других обсерваторий показали, что ART-XC зарегистрировал мощный гамма-всплеск, связанный со взрывом звезды в далекой галактике. Сигнал от этого события попал на детекторы телескопа, пройдя через его боковые стенки, т.е. сильно ослабленным. Поэтому он был виден только в детекторах, расположенных со стороны гамма-всплеска.В общей же сложности, за время работы телескопы «Спектр-РГ» зарегистрировали около десятка гамма-всплесков, сигналы от которых пришли с боковых сторон. Суммарное количество обнаруженных рентгеновских источников уже превысило цифру в 75 тыс. Большинство из них соответствуют сверхмассивными черным дырам, скоплениям галактик, а также вспыхивающим звездам и белым карликам, расположенным в нашем Млечном пути.

Материал на сайте журнала «The Universe. Space. Tech»