» » » Открыта рекордно малая «суперземля»

Открыта рекордно малая «суперземля»

11-01-2011, 04:03 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (1 917)

Данные с космического телескопа «Кеплер» позволили ученым обнаружить рекордно малую известную планету за пределами Солнечной системы - небесное тело, получившее обозначение Kepler-10b, лишь в 1,42 раза больше Земли, сообщает NASA. Запущенный в марте 2009 года на орбиту зонд «Кеплер», названный в честь астронома Иоганна Кеплера, предназначен для поиска планет транзитным методом. Он фиксирует колебания яркости звезд при прохождении планеты по ее диску. Как ожидается, в течение 3,5 лет телескоп сможет изучить более 100 тыс. звезд и их систем. В июне ученые заявляли, что телескоп обнаружил 700 «кандидатов» в планеты, в том числе пять предположительных систем, в которых больше одной планеты.

В ноябре 2010 года данные «Кеплера» позволили подтвердить, что в ранее открытой планетной системе Kepler-9 действительно находится самая малая известная экзопланета, радиус которой лишь в 1,64 раза больше радиуса Земли. Этот рекорд, таким образом, продержался чуть больше месяца.

Новая рекордно малая планета была обнаружена по результатам наблюдений в течение восьми месяцев - с мая 2009 года по начало января 2010 года - за планетной системой в созвездии Дракона, расположенной в 564 световых годах от Земли.

Звезда-хозяйка системы близка по массе к Солнцу (89,5% солнечной массы) и так же, как и наше светило, относится к спектральному классу G.

Kepler-10b находится очень близко к своей звезде - большая полуось ее орбиты составляет лишь 0,0168 астрономической единицы (среднего расстояния от Земли до Солнца), что примерно в 20 раз ближе, чем расстояние от Меркурия до Солнца. Период обращения ее составляет лишь 0,84 суток. Масса планеты составляет примерно 4,5 массы Земли.
Температура на ее поверхности может составлять около 1,8 тыс. кельвин (1,5 тыс. градусов Цельсия), поэтому ни о какой возможности жизни на поверхности этой «суперземли» речь не идет.

Однако это открытие показывает возможности «Кеплера» в поисках потенциально обитаемых планет.

«Открытие Kepler-10b - важный шаг в поиске планет, похожих на нашу собственную. Хотя эта планета не находится в «зоне жизни», эта находка показывает, что такие открытия возможны в рамках этой миссии», - говорит Дуглас Хадгинс (Douglas Hudgins), один из участников команды «Кеплера».

В системе Kepler-10 возможно есть еще одна планета - Kepler-10с, однако ее существование пока не подтверждено.

Пока известно около 500 планет у других звезд, однако большинство из них представляют собой «горячие Юпитеры», газовые гиганты, находящиеся очень близко к звездам. Число «суперземель», планет с твердой поверхностью, сопоставимых по массе и размеру с Землей, относительно невелико, передает РИА «Новости».

1. » #1 написал: VP (11 января 2011 16:04)

Обнаружена самая маленькая планета за пределами Солнечной системы

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) объявило в понедельник об обнаружении самой малой из известных планет за пределами Солнечной системы, сообщает ИТАР-ТАСС.

Объект, которому присвоено название "Кеплер-10 Б", имеет твердую скалистую поверхность и достигает 1,4 размера Земли (при этом его масса соответствует 4,6 земным). Планета расположена достаточно близко к "своей" звезде и не попадает в так называемую "потенциально обитаемую зону" - область на достаточном расстоянии от звезды, чтобы обеспечить на планете температуру, допускающую наличие воды в жидком виде и, следовательно, возможность зарождения жизни. Дневная температура на планете, согласно теоретическим оценкам, может достигать 1400 градусов по Цельсию, что близко к температуре плавления чистого железа. Тем не менее, важность данного открытия весьма велика, ведь среди 700 обнаруженных за последние 15 лет экзопланет (планет, расположенных за пределами Солнечной системы), абсолютное большинство составляют массивные газовые гиганты, а возможность находить скалистые миры, сравнимые по своим размерам с Землей, появилась у астрономов лишь недавно.

"Анализ показаний всех лучших инструментов "Кеплера" сводится к одному. У нас впервые есть точное подтверждение наличия планеты с твердой поверхностью, которая вращается вокруг своей звезды, а не вокруг нашего Солнца", - рассказала Натали Баталха из Исследовательского центра НАСА им. Эймса в Моффетт-Филд (штат Калифорния). Сотрудница научной группы, обеспечивающей работу космического телескопа "Кеплер", напомнила, что этот уникальный астрономический инструмент был выведен на орбиту специально для "охоты" за неизвестными планетами, вращающимися вокруг далеких светил (так звезда "Кеплер-10", вокруг которой обращается открытая планета, находится на расстоянии 560-и световых лет от Земли). Научная группа "начинает сдерживать" данное в 2010 году обещание порадовать НАСА находками, добавила Баталха.

Она с коллегами объявила об открытии, основываясь на результатах изучения данных, собранных бортовыми приборами телескопа с мая 2009 по январь 2010 года. "Кеплер" при наблюдении за звездами фиксирует малейшие изменения их яркости. Такие изменения могут свидетельствовать о наличии у звезды планеты, которая, пересекая диск светила, образно говоря, затеняет его.

Открытие "Кеплер-10 Б" является "важной вехой в поиске планет, схожих с нашей", указывает Дуглас Хаджинс из штаб-квартиры НАСА в Вашингтоне. Хотя новая планета расположена за пределами "обитаемой зоны", сам факт говорит об эффективности проекта "Кеплер" и сулит немало открытий в будущем, пояснил свою мысль ученый.

Астрономы нашли землеподобную преисподнюю
    INFOX.ru, 2 часа назад, 11 янв 2011, 13:17

Фото: INFOX.ru

В новый 2011 год астрономы входят с важным открытием: космический телескоп Kepler, вращающийся вокруг Солнца на орбите Земли, обнаружил твердую экзопланету, наиболее близкую по размерам к Земле.

Попасть в полутень

Запущенный в марте 2009 года телескоп призван искать внесолнечные планетные системы так называемым методом транзитов. Для этого прибор должен попасть в полутень планеты, проходящей по диску собственной звезды. Такие события случаются крайне редко: чтобы телескоп мог заметить полутень, плоскость планетной орбиты должна оказаться близкой к лучу зрения. По этой причине ловить такие транзиты возможно, лишь одновременно наблюдая за сотнями тысяч звезд. Для этого на телескопе установлен широкоугольный фотометр, 42 ПЗС-матрицы которого постоянно следят за малейшими изменениями блеска попадающих на них 150 тысяч звезд. Для поиска планет был выбран участок неба в 115 квадратных градусов между созвездиями Лиры и Лебедя (примерно над левым крылом «птицы»).

Звезда Kepler-10 стала одним из первых кандидатов на обладание экзопланетой. Но подтвердить статус планетообладательницы ей удалось только недавно, хотя Kepler за это время открыл немало других планетных систем. Наблюдая за блеском звезды восемь месяцев — с мая 2009 по январь 2010 года — группа ученых под руководством Натали Баталья из американского из Исследовательского центра Эймса подтвердила наличие на близкой орбите звезды малой планеты. По падению блеска звезды ученые поняли, что открыли самую малую на сегодня экзопланету — она всего в 1,4 раза больше Земли. «Все лучшие качества телескопа потребовались для получения первого надежного доказательства, что твердая планета вращается вокруг звезды за пределами Солнечной системы», — порадовалась автор открытия. Параллельно с наблюдением блеска, ученые на 10-метровом телескопе Кека следили за колебанием звезды в такт вращению планеты. Эти данные позволили определить все важнейшие параметры системы — массы компаньонов, скорости и удаленность орбиты.

Расплавленная твердь

Надежды на то, что планета окажется внутри так называемой обитаемой зоны (на поиск именно таких планет нацелена миссия Kepler), не оправдались.

Оказалось, что Kepler-10b в 20 раз ближе к своей звезде, чем Меркурий к Солнцу. Ученые уверены, что жар близкой звезды раскаляет планету, поверхность которой, вероятно, расплавлена. По оценкам ученых, дневная температура на ее поверхности превышает 1800°С, а это горячее, чем потоки лавы на Земле.

Масса планеты в 4,6 раз больше земной, а плотность составляет 8,8 граммов на кубический сантиметр. Высокая плотность указала ученым на то, что планета должна состоять, в основном, из железа. Звезда, вокруг которой вращается планета, имеет сравнимые с Солнцем массу, эффективную температуру и размер. Правда, она старше почти в два раза: установлено, что ее возраст составляет 8 млрд лет. «Несмотря на то, что планета находится вне обитаемой зоны, эта восхитительная находка показывает, на какие открытия способна наша миссия в дальнейшем», — пояснил Дуглас Хаджинс, специалист программы Kepler.

«560 световых лет… Мне пришло в голову, что наблюдаемый нами свет начал свой путь, когда европейские первооткрыватели только пересекали Атантику. Настанет день, когда новым океаном для нас станет вся галактика, а пока с помощью художников мы можем представить новые миры, которые открываем», — добавила Баталья.