Космос — наш?
Внимание всего мира приковано к Илону Маску, на полном серьезе заявляющего о желании переселить миллион человек на Марс. Не меньший интерес вызывают и вполне реальные успехи SpaceX в создании относительно дешевого и доступного носителя — Falcon 9. В России традиционно обсуждают «Ангару», перспективные «Федерацию» и «Союз-5», а также мечтают о высадке на спутник нашей планеты.
При этом многие упускают из вида стремительную милитаризацию космоса, которая если и не достигла накала времен «холодной войны», то усердно к этому стремится. Больше всего усилий в этом направлении прилагают США, имеющие, разумеется, больше всего денег и самые большие технические возможности.
Напомним, в 2013 году американское оборонно-исследовательское агентство DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) объявило старт программы XS-1, цель которой состояла в получении недорогого многоразового аппарата, способного быстро вывести на орбиту небольшой спутник или спутники. Масса полезной нагрузки должна была составлять примерно полторы тонны при цене запуска в районе пяти миллионов долларов. Это чрезвычайно мало — более чем в десять раз меньше цены старта упомянутого выше Falcon 9 и даже ниже стоимости запуска новейшей сверхлегкой ракеты Electron от Rocket Lab. Напомним, что сейчас для вывода на орбиту небольших военных спутников США используют одноразовую ракету-носитель легкого класса Minotaur IV, способную вывести на низкую околоземную орбиту (НОО) полезную нагрузку массой до 1725 килограммов. В 2013 году цена одного старта этого носителя составляла 50 миллионов долларов…
Есть еще одна особенность XS-1. Пожалуй, даже более значимая. Согласно требованиям, перспективный аппарат должен был обеспечивать десять пусков за десять дней. Ни один другой существующий или даже перспективный носитель на это не способен.
Американская история XS
Ряд компаний заявили о желании поучаствовать в программе, которая вскоре была переименована в XSP. В конце концов, в DARPA избрали Boeing и Aerojet Rocketdyne. Последний должен был поставить двигатель, а именно AR-22. В основе конструкции этого двигателя лежат наработки по RS-25, устанавливаемого раньше на Space Shuttle.
Сам аппарат видели в качестве космоплана с расходуемой второй ступенью, которая и должна была выводить спутники. Многоразовый носитель должен был после запуска возвращаться обратно и садиться, как обычный самолет. Взлетать Phantom Express должен был вертикально. Размеры космоплана должны были быть сопоставимы с размерами крупного двухдвигательного истребителя четвертого поколения или даже несколько больше.
В 2018 году стало известно, что Boeing приступил к строительству первого летного образца Phantom Express. По состоянию на ноябрь позапрошлого года завершили изготавливать топливный бак для жидкого кислорода и начали производство бака для жидкого водорода. В качестве первого полета Phantom Express называли 2021 год.
Победителей… судят
Будущее комплекса виделось безоблачным: Boeing имел колоссальный опыт работ в космической индустрии, а государство щедро оплачивало перспективное начинание. Еще в 2017 году компания как победитель конкурса получила 146 миллионов долларов на проект, что, конечно, было только началом.
Однако в январе 2020 года Boeing внезапно отказался от участия в программе. Причем сделал это весьма оригинальным образом. «После подробного обзора Boeing немедленно прекращает свое участие в программе Experimental Spaceplane (XSP), — заявил представитель корпорации Джерри Дреллинг. — Теперь мы перенаправим наши инвестиции из XSP в другие программы Boeing, которые охватывают морскую, воздушную и космическую сферы». В DARPA подтвердили, что компания уведомила агентство о своем решении выйти из программы разработки Phantom Express.
Решение Boeing, фактически завершающее программу XSP, добавляет еще одну главу в историю неудачных усилий DARPA по разработке дешевого доступного носителя. Ранее, напомним, агентство запустило программу ALASA: в качестве платформы выбрали истребитель F-15 Eagle. Он должен был запускать ракету, которая бы выводила на орбиту небольшие спутники. В 2015 году программу закрыли после ряда неудачных испытаний.
Первой причиной новой неудачи видятся (по крайней мере, со стороны) тяжелейшие проблемы Boeing, вызванные катастрофой Boeing 737 MAX возле Джакарты в 2018 году и падением такого же самолета под Аддис-Абебой в марте 2019-го. Напомним, что в обоих случаях эксперты обвинили систему стабилизации MCAS, делавшую при определенных стечениях обстоятельств самолет неуправляемым. Дальнейшие проверки выявили многочисленные нарушения в вопросах безопасности, причем речь шла не только о системе MCAS.
Недавно акции Boeing в ходе торгов на американской бирже Nasdaq потеряли 4%: это произошло после заявления компании о задержке в возобновлении полетов самолетов 737 MAX. Напомним, авиакомпания сообщила, что рассчитывает на возвращение в эксплуатацию модели 737 MAX не раньше чем в середине текущего года. По меркам современного мира это много.
Новые возможности
О реальном положении дел в случае с Phantom Express и причинах отказа от программы мы, скорее всего, не узнаем никогда. Стоит, впрочем, отметить еще одно важно обстоятельство. Дело в том, что Соединенные Штаты уже имеют в своем распоряжении многоразовый и многоцелевой космический аппарат. Речь идет о беспилотном космоплане Boeing X-37: подобно своему собрату, он взлетает вертикально и садится, как самолет. Теоретически космоплан можно применять для вывода на орбиту разных космических аппаратов.
Впрочем, есть одно важное отличие от Phantom Express. X-37B выводят на орбиту в головном обтекателе обычной ракеты-носителя. Это, несомненно, не позволит достичь показателей экономичности, хотя бы отдаленно сравнимых с показателями Phantom Express.
При этом тайн у самого X-37 даже больше, чем у несостоявшегося космолета: общественность до сих пор не знает, зачем именно военным США нужен такой аппарат. Кто-то видит его просто как испытательный стенд для отработки технологий по выводу спутников в космос, ну а другие говорят, что речь может идти о прототипе «космического перехватчика».
Ясно одно: возможности X-37 более чем серьезные. В октябре прошлого года американский космоплан установил новый рекорд, пробыв на орбите более двух лет, а именно — 780 дней. На тот момент количество дней, проведенных на орбите в рамках данной программы, составляло 2865 дней. Мини-шаттл X-37B «способен сформировать орбиту, которая выглядит как яйцо и, когда он находится у Земли, это достаточно близко к атмосфере, чтобы в этот момент развернуться. Значит, наши враги этого не знают, ведь все происходит на противоположной стороне Земли. И мы в курсе, что это сводит их с ума. Чему я очень рада», отметила ранее бывший министр ВВС США Хизер Уилсон, чем только добавила уверенности сторонникам конспирологической версии.