» » » Млечный Путь находится в уникальном положении

Млечный Путь находится в уникальном положении

23-12-2010, 08:28 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 135)

Сотрудники Института астрофизики и космологии им. Кавли (США) выяснили, что системы, подобные Млечному Пути и двум его спутникам, встречаются крайне редко.

Согласно принципу Коперника, наша Галактика и её окружение должны быть вполне заурядными. Первое условие выполняется: Млечный Путь представляет собой стандартную спиральную галактику с перемычкой типа Sbc или SBbc. Местная группа, в которую входит Млечный Путь, также не выделяется на общем фоне.

А вот наши ближайшие соседи имеют весьма необычные свойства: один из спутников Млечного Пути, неправильная галактика Большое Магелланово облако, демонстрирует чрезвычайно высокую для своего класса светимость. В близлежащих областях Вселенной можно отыскать только две неправильные галактики (NGC 4214 и NGC 4449), способные хоть как-то конкурировать с Облаком по этому показателю.

Авторы новой работы попытались оценить распространённость систем, подобных нашей, используя гигантский каталог, составленный в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. Учёных интересовали галактики, примерно соответствующие по светимости Млечному Пути, и их спутники, расположенные в радиусе 150 кпк и также напоминающие своей светимостью Большое и Малое Магеллановы облака. Сами Облака, напомним, удалены от Галактики на 50 и 63 кпк.

Рассмотрев 22 581 похожего на Млечный Путь кандидата, астрофизики установили, что у 81% галактик нет ни одного спутника, сравнимого с Облаками, у 11% есть один спутник с требуемыми параметрами, и только у 3,5% найдутся две такие галактики-сателлита. К аналогичным выводам пришли британские астрономы из Ливерпульского университета им. Джона Мурса, которые недавно проанализировали характеристики 143 ярких спиральных галактик.

Примеры найденных в каталоге Sloan Digital Sky Survey галактик с двумя спутниками, похожими на Магеллановы облака. Действительная длина стороны каждого изображения равняется 300 кпк. (Иллюстрация из The Astrophysical Journal.)

Необходимо отметить, что авторы не считают такие результаты «антикоперниканскими». Во-первых, нет ничего удивительного в том, что Млечный Путь сильно отличается от некоей «средней» галактики по одному параметру. Во-вторых, Большое и Малое Магеллановы облака, как показывают последние исследования, вполне могли образоваться в удалённых областях Местной группы, а сейчас просто проходят рядом с нашей Галактикой.

Вероятность того, что Облака заняли своё место у Млечного Пути в течение последнего миллиарда лет, оценивается в 78%; если это действительно так, их присутствие можно рассматривать как временное явление.

Полная версия отчёта будет опубликована в издании Astrophysical Journal; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Technology Review.