Когда-нибудь появится очень много воспоминаний. Их и так сейчас достаточно, восхваляя этот уникальный технический произведение. И, кстати, всегда к этому образцу умов и рук технических гениев тоже был неравнодушен, не говоря об участии в подготовке кучи необходимых документов со стороны государства для его начала.
К сожалению, мало кто из государственных мужей заботился о нем так, как постоянно пытались по поводу и без повода на нем пиариться. Забывая только одно - в него было вложено немало публичных средств и интеллектуальной собственности, поэтому и внимание с точки зрения управления ими должно быть соответствующее.
Как и принято для реквиемов, вспомним с чего начиналось. 4 мая 1995 г. было подписано соглашение о создании компании «Морской старт» между американским «Боингом» (40%), норвежским «Кварнер» (20%), российской «Энергией» (25%) и украинскими предприятиями - КБ «Южное» и ПО «Южмаш» - которые получили в нем вместе всего 15%.
Структура принятия стратегических решений предусматривала возможность их принятия, если было не менее 67% голосов. То есть, согласны не менее трех из четырех участников. Но у «Боинга» была такая доля, по которой без его согласия ни одно решение не могло быть принято. Тогда как несогласие любого другого участника во внимание не принималось, в том числе в таких случаях никого не интересовало особое мнение украинской стороны!
Государство так удачно, в кавычках, управляло государственными предприятиями, что дало согласие на такой вариант, имея козырную карту - ракету-носитель «Зенит», без которого вообще проект не имел бы смысла!
Через месяц после создания компании, ее презентовали «с шиком» перед мировым космическим сообществом на очередном авиакосмическом салоне в Ле Бурже (сканы тогдашней презентационной брошюры представлены ниже после фото запуска с платформы), вызвав фантастический фурор. От украинских предприятий присутствовали оба Генеральных и почти все их замы. От правительственных структур - только Ваш покорный слуга.
Можно много рассказывать как государственные органы и в дальнейшем заботились, опять в кавычках, о «здоровье» украинской части компании на протяжении более 20 лет, но итогом ее жизненного пути стал долг в почти 200 млн. долл. перед «Боингом», подтвержденный недавней апелляцией. Так же, как заложником вообще дальнейшей судьбы проекта через подковерные игры со стороны руководства страны-агрессора - сама ракета-носитель «Зенит».
Было бы неплохо вспоминать о мытарствах «Морского старта», если бы в рамках подтвержденного долга украинских государственных предприятий - «Боинг» стал бы стратегическим инвестором в авиакосмический сектор украинской экономики. И тогда бесславный проигрыш «всего и вся» превратился бы в иное качество. Но опять многое зависит от позиции государственных органов и их умения гибко и своевременно реагировать на взаимовыгодные, а возможно и компромиссные, варианты.
А о «Морском старте» мы уже никогда не забудем!
Дмитрий Устинов МС в его конфигурации может быть прибыльным при условии 6 пусков в год. Почти нереально, ведь идеальная миссия - это 60 дней, а еще надо время на ежегодное ТО. Проект очень крутой и я горжусь тем, что принимал в нем участие
Andrii Kolesnyk Смогли интенсивность достичь только в 5 пусков в год - в 2006 и 2008 годах.
JeDi
Рейтинг публикации:
|