Для полётов в космосе, тем более, в случае с миссиями с людьми, все половинчатые решения Маска нужно доводить до ума ещё до того, как в Starship будут загружены колонисты. Пока что это выглядит нереально.
Сегодня на YouTube-канале SpaceX показали прототип ракеты Starship, посредством которой глава компании Илон Маск прочит человечеству космические полёты на другие планеты и их колонизацию.
Корабль будет использоваться с с ускорителем Super Heavy, кроме того, по мысли Маска он будет возвращаться на Землю полностью — сперва «падая» под углом, а затем разворачиваясь для посадки.
Мы побеседовали с историком космонавтики, инженером-энергетиком Алексеем Анпилоговым, который поделился с нами своим видением относительно «взлёта» проекта Илона Маска Starship.
«Формально демонстрационная версия Starhooper уже взлетела на 150 метров. Но до Марса где-то 55 миллионов километров, а взлетел Starhooper на 150 метров. Разница между этими двумя значениями – это и есть, собственно говоря, то расстояние, которое сейчас отделяет Маска от того, что он декларирует как свою мечту – колонизации новых планет, превращение человечества во внепланетный вид.
В принципе сейчас есть куски, какая-то такая головоломка-лего, которую Маск пытается сложить. С одной стороны, я оптимист, поскольку Маск неоднократно показывал, что он может легко пользоваться наработанным, это очень наглядно проявилось в создании ракет Falcon, которые вначале тоже мыслились разрозненным набором идей, концепций, технических наработок, которые в итоге сложились пусть и не в лучшую, но действующую, приносящую прибыль транспортную систему. Даже с некоторыми инновациями, такими как возвращение первой ступени.
В принципе такой потенциал есть и у Starship’а. Он уже много раз переименовывался, сначала он назывался Falcon X, потом Falcon XX, потом ITS, потом BFR, и вот теперь уже вроде бы окончательно Starship. При этом в техническом плане тоже происходят такие вот метания Маска. У этой системы был диаметр и 12 метров, потом Маск понял, что он просто не потянет такое крупногабаритное изделие, сейчас диаметр уменьшили до 9 метров. Соответственно, там возникает совершенно другая схема полёта, и так далее. Такое ощущение, что собрались детишки и лепят куличи в песочнице, пытаясь найти ту правильную форму, которая больше всего их устроит.
Но следует сказать, что и у конкурентов Маска не всё хорошо. Тот же самый сверхтяжёлый носитель НАСА, ракета SLS тоже уже десяток лет находится в чертежах, её тоже много раз переделывали, и только время покажет, какой из подходов более соответствует технической действительности, что примет в итоге реальность – либо классический инженерный подход, которые использует NASA и Роскосмос, или такие метания Маска, когда даже на уровне концепции мы видим уже 4 или 5 итерацию этого полёта на Марс.
Есть и неприятные моменты. Фактические, когда декларируется, что Starship сможет полететь на Марс, это только половина правды. Фактически там придётся запускать с десяток стартов для того, чтобы отправить один всего лишь корабль на марсианскую траекторию. К тому же до сих пор не решён вопрос возврата корабля. Предполагается, что Starship долетит, а в это время на Марсе будет стоять завод, который для него произведёт метан и кислород. Постройка завода – это отдельная задача, которая до сих пор не решалась. И сейчас ясно, что это совершенно непростая задача. Нужно будет обеспечить порядка 400 киловатт мощности в марсианских условиях, а для этого нужен или ядерный реактор такой мощности, с которой он в космосе ещё не летал, либо солнечные батареи площадью 5-6 гектаров. То есть привезти их на Марс, собрать – это тоже отдельная задача.
Более реально выглядит ситуация вывода этого большого безобразия на околоземную орбиту. Под это делается отдельный вариант Starship’а грузовой. Это довольно большой шаттл, который будет стараться возвращаться, и здесь Маск использует свою оригинальную идею вертикальной посадки ступеней. В этом случае он будет сажать вторую ступень. Можно сказать, что это будет гораздо более сложное занятие, чем та посадка, которая была уже много раз продемонстрирована на Falcon 9 и Falcon Heavy, поскольку второй ступени нужно будет тормозить не один-два километра характеристической скорости, а все 8. Для этого Маск предлагает остатки топлива и окислителя (то есть жидкий кислород и жидкий метан) закачать между двумя внешними слоями Starship’а и добиваться того, чтобы абляционная защита, которая на обычных одноразовых кораблях сгорает при одноразовом ходе, использовалась в виде испарения остатков топлива. Насколько это безопасно, насколько действенно, насколько это будет работать, пока ещё не известно. Более того, Маск пока ещё не проводил каких-либо натурных испытаний на демонстраторах, на которых бы эта абляционная защита работала. То есть она может вообще не работать. Или работать не так, как это предусмотрено. При этом Маск уже несколько раз сам признавал, что те его инженерные «вундервафли» или «чудесные решения», которые ему предлагались, не действенны.
Тот же Starship изначально предлагали делать из углеволокна, но потом, когда столкнулись с тем, что углеволокно стоило чуть ли не 150$ за килограмм, и при этом треть его уходила в брак, Маск сказал, что делать будут из нержавеющей стали. Это сразу подняло и массу конструкции, и обеспечивало следующее «чудесное» решение – абляционную защиту на остатках криогенных компонентов топлива.
У меня всё это вызывает такое ощущение, что к стремянке приварили шестиметровую лестницу, привязали к себе крылья, сверху воздушные шарики с гелием, и пытаются вкрутить лампочку в фонарном столбе на улице.
Конечно, для полётов в космосе, где нужно обеспечивать 99-100-процентную надёжность, тем более, в случае с миссиями с людьми, все эти половинчатые решения нужно доводить до ума ещё до того, как в Starship будут загружены колонисты. Это, конечно, не kerbal space program. Это такая игра, где нужно собирать ракет и запускать кербонавтов. Поскольку ракеты там не с первого раза получаются, кербонавты сразу гибнут пачками. То есть такие слабоумие и отвага. Приблизительно то же самое, с моей точки зрения, будет происходить со Starship’ом, или я не до конца понимаю инженерный процесс, благо мне его преподавали ещё в вузе.
При этом все эти процессы вызывают тихий ужас не только у Роскосмоса – мол, что там творится, почему водокачки летают, – но и у NASA. Они считают, что не надо пытаться улететь на Марс, когда ты не можешь улететь на околоземную орбиту. Они привели Маску в пример его несколько подзатянувшиеся эксперименты с Crew Dragon – с пилотируемым кораблём, который он делает на деньги NASA и по заказу NASA. Они попросили его, наконец, запустить его, поскольку его конкуренты из Boeing, скорее всего, в конце 2019 или в 2020 году запустят свой вариант космического корабля для доставки астронавтов.
В качестве успешного примера можно привести двигатель Raptor, который создавался как замена российскому RD-180 и который считается сердцем Starship’а. Двигатель получился неплохой, у него даже удельный импульс 330 секунд. Он даже действительно может посоперничать с РД-180. Но насколько этот воздушный шарик, привязанный к стремянке с приваренной к ней лестницей, поднимет крылья Starship’а – увидим».
Ксения Мальцева
Рейтинг публикации:
|