» » » Чёрная дыра в центре Млечного Пути увеличила яркость в 75 раз

Чёрная дыра в центре Млечного Пути увеличила яркость в 75 раз

15-08-2019, 15:02 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 608)

В раскалённом облаке вещества, окружающем чёрную дыру в центре Галактики, произошла невероятная вспышка. В ближнем инфракрасном диапазоне яркость объекта увеличилась в 75 раз. Это значение более чем вдвое превышает предыдущий рекорд. Учёные пытаются разобраться в причинах произошедшего.

Научная статья об открытии принята в издание Astrophysical Journal Letters, пока же можно ознакомиться с её препринтом.

Серия кадров, запечатлевших вспышку.

Астрономы в течение четырёх ночей вели наблюдения в оптический телескоп Keck на Гавайях, работающий также в ближнем инфракрасном диапазоне. Странное явление наблюдалось 13 мая 2019 года и продолжалось около двух часов.

"Сначала я был очень удивлён, а потом очень взволнован, – говорит первый автор статьи Туань До (Tuan Do) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в материале ScienceAlert. – Чёрная дыра была настолько яркой, что я сначала принял её за звезду S0-2, потому что я никогда не видел Sgr A* таким ярким".

Напомним, что Sgr A* ("Стрелец А со звёздочкой") – астрономическое название светящегося облака газа, окружающего центральную чёрную дыру Галактики. S0-2 – звезда, расположенная поблизости. Она делает один оборот вокруг монстра раз в 16 лет.

Отметим, что Sgr A* наблюдается в изученном или изучаемом? диапазоне более двадцати лет, но астрономы никогда не видели ничего подобного. Плотность потока излучения составила примерно шесть миллиянских, что более чем вдвое превышает предыдущий рекорд, полученный в серии 13 тысяч измерений в течение 130 ночей на телескопах VLT и Keck.

При этом самый яркий кадр нынешних наблюдений пришёлся на самое начало этих самых наблюдений, так что не исключено, что астрономы застали вспышку уже "на излёте", и на самом деле она была ещё грандиознее.

Авторы использовали самую полную опубликованную статистическую модель поведения Sgr A*, чтобы рассчитать вероятность подобной вспышки. Оказалось, что вероятность наблюдать подобные изменения яркости в течение одной ночи составляет менее 0,3%, а с учётом всех четырёх ночей наблюдений – менее 0,05%.

Что же произошло с "хозяйкой" Млечного Пути? И надо ли волноваться по этому поводу землянам?

Напомним, что облако плазмы вокруг чёрной дыры разогревается трением падающего на неё вещества. Возможно, что некий проходивший мимо Sgr A* объект изменил течение этого процесса. Например, он мог быть разорван на части, а его вещество поглощено чёрной дырой. Не исключено также, что гравитация "гостя" вызвала некие возмущения в потоках падающего вещества, сделавшие их более интенсивными.

Пока эксперты могут назвать лишь два объекта, приближавшиеся к чёрной дыре на опасные дистанции.

Во-первых, это газовое облако G2. В 2014 году оно подошло к Sgr A* на расстояние всего 36 световых часов. Астрономы ожидали, что G2 будет разорвано на части и поглощено во время этого рандеву, что немедленно приведёт к яркой вспышке. Но этого не случилось, что само по себе требует объяснения.

Могла ли гравитация облака инициировать какие-то процессы, которые привели к вспышке лишь через пять лет? Исключить этот сценарий нельзя, хотя он выглядит маловероятным.

Кроме того, в прошлом году к Sgr A* на 17 световых часов подходила уже упоминавшая звезда S0-2. Может быть, дело в ней? Но и в этом случае нужно объяснить, почему вспышка произошла только через год. Кроме того, масса S0-2 невелика. Маловероятно, чтобы её гравитация могла сильно воздействовать на Sgr A*.

Все остальные известные звёзды в окрестностях, как уточняет издание Universe Today, ещё меньше. Кроме того, они не сближались в последние годы с центральной чёрной дырой нашей галактики.

Орбиты ближайших к центральной чёрной дыре Млечного Пути звёзд. В правом нижнем углу орбиты некоторых тел Солнечной системы в том же масштабе.

Ещё одна возможность состоит в том, что подобные колебания яркости на самом деле нормальны для Sgr A*. 20 лет наблюдений, тем более не непрерывных – не срок в астрономических масштабах. Заметим, что в ядрах многих галактик находятся куда более активные и непредсказуемые чёрные дыры, чем наша.

Чтобы понять, что же произошло на самом деле, астрономы теперь собирают дополнительные данные. В последние несколько месяцев центральную чёрную дыру Галактики наблюдали радиотелескоп ALMA и орбитальные телескопы: инфракрасный Spitzer и рентгеновские Chandra и Swift. Последний инструмент захватывает также гамма-диапазон.

"Я с нетерпением жду их результатов", – резюмирует До.

Отметим в заключение, что родная планета может спать спокойно: вспышка слишком слаба, чтобы угрожать жизни на Земле.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как центральную чёрную дыру Млечного Пути разглядели в небывалых подробностях. Также мы говорили о карте её окрестностей. К слову, некоторые эксперты подозревают, что Sgr A* разносит по Галактике жизнь.

Источник: nauka.vesti.ru.