» » » Новости космонавтики: 8-14 октября 2010 г.

Новости космонавтики: 8-14 октября 2010 г.

26-10-2010, 15:13 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 076)

К МКС впервые отправился новый «цифровой» пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-М». Китайский лунный зонд вышел на рабочую орбиту. Представлен проект модернизированных спутников ГЛОНАСС. Сверхсекретный Boeing X-37 снова как сквозь землю провалился… События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

8 октября

В 03:11 по московскому времени с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космическим кораблем «Союз ТМА-М». Это – первый старт модифицированной версии корабля, созданного в РКК «Энергия» на базе используемого с 2002 г. «Союза ТМА», который оснащен полностью цифровой системой управления. К МКС отправился экипаж 25-й экспедиции: Александр Калери, командир корабля; Олег Скрипочка, бортинженер; Скотт Келли (Scott Kelly), бортинженер. Спустя 9 минут «Союз ТМА-М» успешно отделился от последней ступени носителя и вышел на околоземную орбиту. Стыковка с МКС запланирована на 10 октября.

Выступая перед журналистами, глава Роскосмоса Анатолий Перминов сказал, что на отправившемся в полет корабле «Союз-ТМА-М» на МКС будет доставлено новое устройство, которое позволит исключить повторения нештатной ситуации, случившейся при отстыковке КК «Союз-ТМА-18» от станции в конце сентября.

Ссылаясь на собственный источник на Байконуре, РИА Новости сообщило о возможном переносе запуска космического корабля «Союз ТМА-20», спускаемый аппарат которого получил повреждения при транспортировке на космодром, на 2011 г. Агентство цитирует: «Спускаемый аппарат корабля точно отправляют обратно. Ему на замену пришлют другой, предназначенный для “Союза ТМА-21”. Для этого потребуется много времени, и специалисты могут не успеть подготовить корабль “Союз ТМА-20” к старту в декабре». Вместе с тем, глава РКК «Энергия» Виталий Лопота опроверг информацию о переносе запуска на 2011 г. «Пуск состоится в декабре, – заявил он. - Были вопросы по транспортировке агрегата, поэтому надо менять спускаемый аппарат».

9 октября

Проведя последовательно два торможения на селеноцентрической орбите, китайский аппарат зондирования Луны Chang’e-2 вышел на рабочую орбиту высотой около 100 км.

10 октября

В 04:01 московского времени корабль «Союз ТМА-М» с экипажем успешно состыковался с МКС. Операция осуществлена в автоматическом режиме.

11 октября

Сообщается, что первый запуск ракеты-носителя «Союз» с экваториального космодрома Куру во Французской Гвиане запланирован на апрель 2011 г. Европейский концерн Arianespace, который отвечает за поиск полезной нагрузки для носителей, подписал уже 18 контрактов на эту дату. Кроме того, до конца 2011 г. пройдут еще 2 старта «Союзов» с новой площадки в Куру.

12 октября

Глава РКК «Энергия» Виталий Лопота рассказал о том, что пилотируемый космический корабль нового поколения, который разрабатывается в России, будет садиться на Землю в 10 раз точнее своего предшественника за счет применения парашютно-реактивной системы посадки. Он сказал: «Отказ от использования только реактивных двигателей для посадки связан с тем, что в некоторых районах приземления корабля на территории России сильно пересеченная местность, и во всех случаях должна быть гарантирована безопасность посадки. Поэтому на новом корабле будет использоваться парашютно-реактивная система посадки. Точность посадки улучшится до 2 км, вместо 20 км у “Союзов”». Парашют будет раскрываться на нижнем участке спуска и работать вместе с реактивными двигателями.

Специалистами ИСС имени Решетнева рассмотрен и одобрен эскизный проект спутников «Глонасс-К» второго этапа. Модернизированная версия аппаратов будет обладать тремя новыми сигналами с кодовым разделением: два из них для спецпотребителей в диапазонах частот L1 и L2 и один открытый сигнал в диапазоне L1. Кроме того, в них реализуется ряд других функций для решения специальных задач. Потенциальная точность навигационных определений системы ГЛОНАСС с использованием новых космических аппаратов будет доведена до уровня дециметров, будет снижено влияние помех, а также сложности рельефа и плотности городской застройки на точность.

Введены в строй второй и третий из тройки спутников системы ГЛОНАСС, запущенных 2 сентября. Таким образом, численность орбитальной группировки ГЛОНАСС достигла 26 спутников. Из них используется по целевому назначению 21 космический аппарат; 3 временно выведены на техобслуживание; 2 находятся в орбитальном резерве. До конца нынешнего года на орбиту планируется вывести еще четыре навигационных спутника, включая три «Глонасс-М» и один — нового поколения, «Глонасс-К».

13 октября

Засекреченный американский орбитальный аппарат Boeing X-37, запущенный 22 апреля, вновь привлек внимание экспертов и астрономов-любителей. Корабль, о назначении которого пока ничего не известно, опять пропал из виду – наблюдатели уже несколько дней не могут установить, где он находится. 7 и 9 октября X-37B в установленное время не прошел через контрольные точки, в которых его надеялись увидеть. Это может указывать как на то, что корабль выполняет очередной тест систем управления, так и на то, что командование ВВС США приняло решение закончить первую испытательную миссию X-37B, длящуюся уже 173 дня. Если второе предположение окажется правдой, орбитальный самолет должен вскоре приземлиться на одной из баз ВВС в Калифорнии. Впрочем, установленные на корабле солнечные батареи могут позволить ему находиться на околоземной орбите в течение 270 суток, так что не исключено, что в ближайшее время X-37B снова «найдется» – уже на другой орбите.

Пересмотрены расходы, которые требуются ЕС для создания собственной навигационной спутниковой системы Galileo. Ожидается, что на нее понадобится дополнительно 1,5-1,7 млрд. евро, и сам проект будет готов не раньше 2017-2018 гг. Евросоюз, изначально планировавший затратить на проект 3,4 млрд. евро, в срочном порядке изыскивает дополнительные денежные средства.

В подмосковном Королеве начал работу XVIII Международный космический лагерь школьников, деятельность которого продлится до 23 октября. В этом году лагерь соберет около 200 участников из России, Великобритании, США и Греции. Намечено проведение Международной космической Олимпиады и насыщенная программа, включающая посещение музея РКК «Энергия», музея космонавтики на ВДНХ, экскурсию в Звездный городок.

«Новости космонавтики»