» » » ЦУП: орбиту МКС необходимо срочно скорректировать

ЦУП: орбиту МКС необходимо срочно скорректировать

26-10-2010, 12:31 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (3) | просмотров: (1 217)

Специалисты российского Центра управления полетами приняли решение о проведении срочной коррекции орбиты МКС, чтобы избежать столкновения станции с космическим мусором.

Как сообщил ИТАР- ТАСС официальный представитель ЦУП Валерий Лындин, маневр будет проведен в 14:25 по московскому времени. С помощью двигателей пристыкованного к МКС грузового корабля "Прогресс М-07М" станции придадут дополнительный импульс, что приведет к увеличению средней высоты орбиты. Таким образом, МКС отведут в сторону от траектории полета опасного объекта.

О том, что сближающийся с МКС космический мусор может угрожать безопасности станции и экипажа, заявили специалисты НАСА.

1. » #3 написал: Тот еще (26 октября 2010 22:51)

Угроза космического мусора

Продолжение сериала "Звездные войны": "Мусора на орбите" lol wink

2. » #2 написал: kornear (26 октября 2010 17:49)

Хорошо, что мусор тоже отбиту не скорректировал :)

3. » #1 написал: VP (26 октября 2010 17:45)

Угроза космического мусора

Во вторник МКС удалось избежать столкновения с космическим мусором, представляющим собой обломок неведомого происхождения, на время отсрочив решение реальной проблемы

Москва. 26 октября. INTERFAX.RU – Единственной в своем роде Международной космической станции (МКС), находящейся на земной орбите, удалось во вторник избежать столкновения с космическим мусором. Десятый маневр, выполненный МКС для уклонения от мусора, совершен тремя американскими астронавтами и тремя российскими космонавтами на борту. Спасительный маневр, как и рассчитывалось, поднял орбиту станции на 700 метров.

Обошлось

Планировалось, что восемь двигателей причаливания и ориентации корабля "Прогресс М-07М", пристыкованного к модулю "Звезда", включатся в 14:25 по московскому времени. Они должны были сработать за три минуты, как сообщил "Интерфаксу" во вторник руководитель пресс-службы подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) Валерий Лындин. Позже, по его же словам, "двигатели корабля "Прогресс М-07М" выключились в 14:28 по Московскому времени", проработав необходимые три минуты.

По словам Лындина, этот маневр позволил разминуться с обломком неизвестного происхождения. Через два часа после коррекции орбиты рассчитывается, что станция пролетит в 1,5 километра выше космического мусора. "Если МКС не выполняла бы маневр, то, по последнему расчету, обломок пролетел бы в 50 метрах выше нее, в 1,3 километра сзади и в 500 метрах сбоку, что недопустимо опасно", - добавил он.

Решение по осуществлению или отмене маневра по уклонению МКС от космического мусора было принято ранее, в 11:30 утра. Первоначально нельзя было точно определить, насколько опасно столь близкое прохождение космического мусора относительно МКС. Опасность его показали новые расчеты траектории движения обломка неизвестного происхождения – выяснилось, что он продолжает угрожать станции и существует даже вероятность столкновения.

При этом единственный известный человечеству и освоенный им способ избежать этого столкновения – как раз, уклонение, которое и произвела во вторник ускорившаяся МКС. Так отмечает начальник ЦУПа Виктор Иванов. Для этого и существует специальная служба, ведущая наблюдение за опасными космическими объектами и вырабатывающая математические модели уклонения мкс или кораблей "Союз" от них. В российском ЦУП даже создается автоматизированная система о предупреждениях опасных ситуаций в космосе.

Когда нависла опасность

Об опасности такого рода предупреждали уже неоднократно. Представитель Роскосмоса Юрий Макаров заявил на Международном астронавтическом конгрессе в Праге, что страны должны увеличить усилия по снижению техногенного засорения космического пространства: к сожалению, количество космического мусора на орбите за последний год увеличилось. "Больше всего "мусорят", конечно, интенсивно запускающие страны. Но нужно помнить, что источниками мусора являются не только ступени ракет-носителей, но и аппараты, а орбитальная группировка, как известно, принадлежит не только России и США. Например, сейчас увеличивается доля Китая", - отметил Макаров, слова которого приведены на сайте Роскосмоса.

По разным подсчетам, от 15 до 20 тыс. различных предметов от 10 см и выше в данный момент находятся на космических орбитах и мешают исследовательским работам. Генеральый директор ЦНИИ машиностроения Геннадий Райкунов заявил, что в ближайшее десятилетие проблема загрязнения будет столь велика, что ставится даже задача "пропылесосить пространство". "Но реальных предложений, которые бы сегодня были достаточно эффективными с точки зрения отдачи, пока нет", - сказал Райкунов. Он отметил, что, в частности, предлагается использовать для борьбы с опасными космическими объектами физические поля, а также осуществлять механический сбор космического мусора на орбите. В то же время, по его словам, только отработка этих методик является очень трудным делом. По его словам, к отработке этих методик даже не преступали.

Для решения проблемы мониторинга космических объектов российские ученые предлагают концепцию создания Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга (МАКСМ), на которую предполагается возложить комплексное решение широчайшего спектра прогнозных, телекоммуникационных и природоохранных задач, говорится в сообщении. МАКСМ может стать той ключевой идеей, которая способна обозначить начало новой, единой стратегии освоения космоса, направленной на обеспечение экологически безопасного и социально устойчивого развития мирового сообщества. Концепция уже получила поддержку на международном уровне, отмечает пресс-служба Роскосмоса.

Помимо космических объектов свыше 10 см на околоземной орбите вращается около 500 тыс. предметов, диаметр которых от 1 до 10 см. Между тем в 1980 г. наземными службами велось слежение лишь за 4,7 тыс. более или менее крупных объектов, из которых 2,6 тыс. составлял космический мусор. В июле пресс-служба Роскосмоса сообщила, что 40% "космического хлама" принадлежит Китаю. Доля США составляет 27,5%, России - 25,5%, 7% приходится на остальные страны, участвующие в освоении космоса.

Причем россияне, в частности, космонавты Федор Юрчихин и Михаил Корниенко во время одного из выходов в открытый космос минувшим летом выбросили ненужное оборудования с борта МКС, как сообщил "Интерфаксу" представитель Центра управления полетами (ЦУП). Согласно циклограмме выхода, космонавты обогатили космос старой телевизионной камерой, которая была снята с модуля "Звезда". В ЦУПе пообещали, что со временем она сгорит в плотных слоях земной атмосферы. Правда, во время выхода от космонавтов случайно улетали различные вещи, которые, возможно, тоже сгорят в плотных слоях атмосферы. И потом, это не самое страшное, ведь из-за недостатка времени и неуверенности в безопасности было принято решение не выбрасывать две ненужные кабельные катушки. Они, надо думать, из-за длительного пребывания космонавтов и астронавтов на борту МКС, успели накопиться.

Оборзреватель Серафима Скибюк