» » » На самом краю Вселенной заметно какое-то пятнышко

На самом краю Вселенной заметно какое-то пятнышко

23-10-2010, 00:28 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (10 148)
Место, где виден край Вселенной, обозначено стрелкой

Астрономы впервые заглянули туда, куда еще никто не заглядывал

Владимир ЛАГОВСКИЙ — 21.10.2010

Дальше некуда

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO), используя Очень Большой Телескоп (Very Large Telescope - VLT ), установленный в Чили, подтвердили: галактика, получившая кодовое обозначение UDFy -38135539, самая далекая из всех наблюдаемых. До нее - 13,1 миллиарда световых лет.

Это соответствует расстоянию, которое покроет за эти самые годы пущенный от туда луч света, пролетая каждую секунду по 300 тысяч километров.

Галактику, расположенную в невообразимой дали, еще в прошлом году засек орбитальный телескоп Hubble. Заглянуть туда позволили две новые - сверхмощные - камеры, установленные два года назад. Галактика предстала в виде едва заметного туманного пятнышка. Уже тогда было ясно, что до него - не менее 10 миллиардов световых лет. Но сколько точно?

Европейские ученые заинтересовались и нацелили на пятнышко VLT, оснащенный аппаратурой, способной регистрировать спектры далеких объектов.

Наблюдения длились 16 часов. Еще два месяца ушли на обработку и перепроверку результатов. Но теперь один из руководителей исследований доктор Мэтт Ленерт из Парижской обсерватории уверенно заявляет: - Галактика, ранее зафиксированная Hubble - это действительно самый далекий объект во Вселенной из числа когда-либо идентифицированных. VLT позволил весьма точно определить, насколько далека от нас эта галактика.

Галактика на краю Вселенной выглядит крошечным бледным пятном

Так обнаруженная галактика выглядела бы с близкого расстояния

У самой у околицы

- Проведенные исследования не только потрясают, - комментирует открытие доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики.

- Они еще и очень важны. Ведь наблюдая столь далекие объекты, мы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. И видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого Взрыва некой крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная и расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объект, расположенный в 13,1 миллиарда лет от нас, то появился он спустя всего 600 миллионов лет после Большого Взрыва. В то далекое время только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполнятся светом. И очищаться от водородного тумана - водород стал расщепляться на протоны и электроны. В результате этого процесса, названного ре-ионизацией, Вселенная и сделалась прозрачной.

Европейская южная обсерватория, телескопы которой позволили заглянуть на край мироздания

Как полагали до обнаружения затерянной в глубинах космоса галактики, удаленной от нас на 13,1 миллиарда световых лет, "просветление" в межгалактическом пространстве случилось примерно через 800 миллионов лет после Большого взрыва. А вот, оказывается, раньше - на 200 миллионов лет. Раз мы увидели эту древнюю галактику UDFy -38135539в пору ее молодости. Ее свет, добравшийся до Земли и попавший в телескопы Hubble и VLT, был излучен примерно в это неспокойное время.

Обнаруженная галактика, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близка к нему. Это - для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.

КСТАТИ, О КРАЯХ

Темный поток в другой мир

Около тысячи галактических скоплений сформировали так называемый "темный поток" и устремились, похоже, за пределы мироздания

Еще в 2008 году группа специалистов НАСА под руководством астрофизика Александра (Саши) Кашлинского, изучая микроволновое и рентгеновское излучение, обнаружили странное поведение примерно у 800 отдаленных галактических скоплений. Оказалось, что все они летят в одном направлении - в определенную часть космоса - со скоростью в 1000 километров в секунду. Это вселенское перемещение было названо "темным потоком".

Ныне выяснилось, что "темный поток" охватывает аж 1400 галактических скоплений. И несет их в район, расположенный у обозримых границ нашей Вселенной.

По одному из предположений, где-то там - за пределами, недоступными наблюдениям, - расположена огромная масса. Которая и притягивает материю. Но это противоречит существующей теории, согласно которой вещество после Большого Взрыва, породившего нашу Вселенную, распределилось более-менее равномерно. Значит, и концентраций масс, обладающих столь фантастической силой, быть не может. Тогда что там?

Вещество нашей Вселенной темным потоком несется в соседнюю Вселенную

Удивительную гипотезу предложила Лаура Мерсини-Хоутон из Университета Северной Каролины. По ее расчетам выходит, что наши галактики "засасывает" другая Вселенная, расположенная рядом.

Занятно, что Лаура выступила со своими идеями еще в 2006 году - до обнаружения "темного потока". По сути, предсказала его.

Исследовательница также пророчествовала две "дыры" - участки в нашей Вселенной, в которых нет или почти нет галактик. Одна дыра уже нашлась.

Ученые увидели ее на картине микроволнового излучения Вселенной.

Страшно даже подумать, что у Вселенной есть граница - а к такому выводу подталкивают открытия астрофизиков и космологов. А то, что где-то находится еще одна Вселенная или даже несколько, вообще не укладывается в голове.

И как быть с Богом? В каждой - он свой? Или все-таки один на все?

Одно успокаивает: мы никогда не попадем в другие Вселенные. Даже если они есть, то находятся так далеко, что увидеть их не представляется возможным. Но "проход" какой-то, пожалуй, есть. Раз туда засасывает…

СПРАВКА "КП"

Красное смещение

Свет далеких объектов доходит до нас в искаженном виде. Как правило, излучение сдвинуто в красную область спектра. Это феномен называется красным смещением. Считается, что возникает он от того, что во Вселенной, расширяющейся после Большого Взрыва, галактики удаляются друг от друга. И, чем дальше галактика тем быстрее она удаляется. Тем больше красное смещение.

Первым до этого додумался астроном Эдвин Хаббл, именем которого и назван орбитальный телескоп. В результате Хаббл предложил уравнение - закон Хаббла, пропорционально связывающее величину красного смещения и расстояние до галактики.

Ныне по известному красному смещению астрономы вычисляют расстояния до галактик. А красное смещение можно определить, анализируя спектр излучения объекта. Что и сделали в Европейской южной обсерватории, 16 часов следя за галактикой UDFy -38135539. Красное смещение этого затерянного мира оказалось равным 8,6. И ничего подобного прежде наблюдать не удавалось. А самым удаленным считался гамма-всплеск - чудовищная вспышка рентгеновского излучения GRB 090423 в созвездии Льва с красным смещением в 8,2. Это - в 13 миллиардах световых лет от нас.

Из галактик самой дальней полагали IOK-1 в созвездии Волосы Вероники. Ее красное смещение равно 6,96.

Несколько раз появлялись сообщения будто бы во Вселенной зафиксированы объекты, красное смещение которых больше 10. Но проверки показывали, что наблюдатели ошибались. Сейчас, по словам ученых, ошибка исключена, данные проверены и перепроверены.

– Сейчас мы точно знаем, что видели одну из галактик, которая только-только начала вырисовываться из тумана, которым была заполнена ранняя Вселенная, - уверяет Николь Несвадьба.

Кстати, о краях Вселенной, ее форме и удивительной гологафической структуре  читайте "Внутри Вселенной Бога нет. Но он может находиться где-то снаружи"

Внутри Вселенной Бога нет. Но он может находиться где-то снаружи

Тот самый Крейг Хоган - человек-голограмма.

Сенсационное открытие: ученые нашли подтверждение тому, что наш мир создан в виде гигантской голограммы

Владимир ЛАГОВСКИЙ — 31.03.2009
ИЛЛЮЗИЯ И ФАНТОМ

Здравый смысл подсказывает, что люди никогда не узнают наверняка, как образовалась Вселенная. Сама по себе возникла? Или кто-то создал? С трудом верится, что можно получить точные ответы и на другие фундаментальные вопросы. Бесконечна ли она? Или у мироздания все-таки есть край. И вообще - что оно собой представляет?

Однако физиков не смущает неопределенность - регулярно одаривают человечество оригинальными гипотезами. И вот самая поразительная из них: Вселенная - это голограмма. Эдакая проекция.

Первым со столь неожиданной идеей выступил Дэвид Бом (David Bohm) - физик из Лондонского университета. Еще в 80-е годы. После того как его коллега из Парижского университета Элэйн Аспект (Alain Aspect) экспериментально показал: элементарные частицы могут мгновенно обмениваться информацией на любом расстоянии - хоть в миллионы световых лет. То есть вопреки Эйнштейну осуществлять взаимодействия со сверхсветовой скоростью и, по сути, преодолевать временной барьер. Такое, предположил Бом, может быть, если только наш мир - голограмма. И каждый ее участок содержит информацию о целом - о всей Вселенной.

И НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ ТУДА ЖЕ

Полный абсурд, казалось бы. Но в 90-е годы его поддержали лауреат Нобелевской премии по физике Герард Хуфт (Gerard 't Hooft) из Утрехтского университета (Нидерланды) и Леонард Зусскинд (Leonard Susskind) из Стэнфордского университета (США). Из их объяснений следовало, что Вселенная - это голографическая проекция физических процессов, которые происходят в двумерном пространстве. То есть на некой плоскости. Представить такое можно, взглянув на любую голографическую картинку. Например, размещенную на кредитной карточке. Картинка - плоская, но создает иллюзию трехмерного объекта.

Очень трудно, прямо скажем, невозможно поверить, что мы - иллюзия, фантом, небылица. Или хотя бы матрица, как в одноименном фильме. Но этому недавно нашлось почти материальное подтверждение.

Материал о исследованиях Крейга Хогана журнал «Нью Сайентист» вынес на обложку.
НЕ ЛОВЯТСЯ ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ

В Германии под Ганновером вот уже седьмой год работает гигантский интерферометр - прибор под названием GEO600. По масштабам он лишь немного уступает скандальному адронному коллайдеру. С помощью интерферометра физики намерены поймать так называемые гравитационные волны - те, которые должны существовать, если верить выводам теории относительности Эйнштейна. Они - эдакая рябь ткани пространства-времени, которая обязана возникать от каких-нибудь катаклизмов во Вселенной вроде взрывов сверхновых. Подобно кругам на воде от камушка.

Суть ловли проста. Два лазерных луча направляют перпендикулярно друг другу по трубам длиной 600 метров. Потом сводят в один. И смотрят на результат - на интерфериционную картину. Если волна придет, то она сожмет пространство в одном направлении и растянет в перпендикулярном. Расстояния, пробегаемые лучами, изменятся. И это будет видно на той самой картинке.

Увы, за семь лет ничего похожего на гравитационные волны заметить не удалось. Зато ученым, возможно, удалось сделать куда более волнующее открытие. А именно обнаружить «зерна», из которых состоит конкретно наше пространство-время. И это, как оказалось, имеет непосредственное отношение к голографическому образу Вселенной.

КРУПНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Да простят меня квантовые физики за грубое объяснение, но из их заумных теорий следует вот что. Ткань пространства-времени зерниста. Словно фотография. Если ее неустанно увеличивать (будто бы на компьютере), то наступит такой момент, когда «изображение» покажется составленным из пикселей - эдаких невообразимо мелких элементиков. И принято считать, что линейный размер такого элементика - так называемая Планковская длина - не может быть меньше, чем 1,6 на 10 в минус 35-й степени метра. Она несравненно меньше протона. Из этих «зерен» якобы и состоит Вселенная. Подтвердить экспериментально не получается - можно только верить.

Есть основания полагать, что эксперименты на GEO600 показали: реально «зерна» гораздо крупнее - в миллиарды миллиардов раз. И представляют собой кубики со стороной 10 в минус 16-й степени метра.

О существовании больших пикселей недавно заявил один из первооткрывателей темной энергии -Крейг Хоган (Craig Hogan), директор центра квантовой астрофизики лаборатории Ферми (Fermilab's Center for Particle Astrophysics) и по совместительству профессор астрономии и астрофизики университета Чикаго. Предположил, что на них могли натолкнуться в экспериментах по ловле гравитационных волн. Поинтересовался, не наблюдают ли коллеги нечто странное - вроде помех. И получил ответ - наблюдают. И как раз помехи - некий «шум», который мешает дальнейшей работе.

Хоган считает, что исследователи обнаружили те самые крупные пиксели ткани пространства-времени - они-то и «шумят», сотрясаясь.

Установка GEO600 - сам Бог мешает поймать ею гравитационные волны.

ВНУТРИ МИРОЗДАНИЯ

Хоган представляет Вселенную в виде сферы, поверхность которой покрыта элементиками Планковской длины. И каждый несет в себе единицу информации - бит. А то, что внутри, - созданная ими голограмма.

Тут, конечно, есть парадокс. Согласно голографическому принципу количество информации, которая содержится на поверхности сферы, должно совпадать с количеством внутри. А ее - в объеме - явно больше.

Не беда, полагает ученый. Если «внутренние» пиксели окажутся гораздо крупнее «внешних», то искомое равенство будет соблюдено. А так и вышло. В смысле размеров.

Рассказывая о голограмме, ученые - а их уже много - придали мирозданию еще более затейливую суть, чем можно было представить себе раньше. Тут уж точно не обойтись без вопроса: а кто так постарался? Может быть, и Бог - сущность более высокого порядка, чем мы, - примитивные голограммы. Но тогда вряд ли стоит искать его в нашей Вселенной. Не мог же он сотворить сам себя и теперь находиться внутри в виде голограммы?! А вот снаружи Творец вполне мог бы быть. Но нам этого не видно.

КСТАТИ

И все-таки она круглая

С 2001 года в космосе летает зонд под названием WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe). Ловит «сигналы» - так называемые флуктации микроволнового фона - излучения, которыми наполнено пространство. На сегодняшний день наловил столько, что удалось создать карту этого излучения - ученые называют его реликтовым. Мол, сохранилось с момента зарождения Вселенной.

Анализируя карту, астрофизики точно, как им кажется, высчитали возраст Вселенной - она была создана ровно 13,7 миллиарда лет назад. Сделали вывод, что Вселенная не бесконечна. И представляет собой шар, как бы замкнутый сам на себя.

- Шар, конечно, огромный, - говорит Дуглас Скотт из университета Британской Колумбии (Канада), - но не настолько, чтобы считать его бесконечным.

О шаре толкуют и «голографисты». И это вселяет призрачные надежды. Не исключено, что, создав подходящие инструменты, ученые смогут проникнуть внутрь этой голограммы. И начнут извлекать из нее записанную информацию - картинки прошлого, а то и будущего. Или далеких миров. Вдруг вообще откроется возможность путешествовать туда-сюда по пространству-времени. Раз и мы, и оно - голограммы...

Комментарий от VP:
Реальность есть по большей части иллюзия, хотя и очень навязчивая.

С тех пор, как за теорию относительности принялись математики, я ее уже сам больше не понимаю.

Самое непостижимое в мире — то, что он постижим.

… Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача — освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии.

Высказывания и афоризмы: Эйнштейн Альберт

1. » #2 написал: mikha (12 февраля 2011 14:16)

еще немного о вселенной хаббле и солнечной системе из телепередачи

2. » #1 написал: pl (23 октября 2010 01:20)

Реальность есть по большей части иллюзия, хотя и очень навязчивая.
    Самое непостижимое в мире — то, что он постижим.
    Высказывания и афоризмы: Эйнштейн Альберт