Решение Пентагона внести Россию в список стран, с которыми запрещено сотрудничество при космических пусках, никак не отразится на совместных космических проектах РФ с другими странами и международными организациями, так как на них не распространяется законодательство США, объясняет руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Запрет США на космические пуски с Россией
Минобороны США внесло Россию в список стран, с которыми запрещено сотрудничество при космических пусках. Информация об этом размещена на сайте Федерального регистра в правилах закупок в оборонных целях. Из текста следует, что запрет начнет действовать с 2023 года и не затрагивает космические запуски, которые произойдут до этого момента. Помимо России в списке присутствует и Китай.
«Информация о запрете была известна ранее, подобное решении ранее принял конгресс. Что касается присутствия в списке Китая, то США и так не сотрудничали с ним в космической области. Оно ограничивалось научной сферой, из-за этого китайцы не имеют доступа к МКС. Мы одно время пытались наладить контакт в космической сфере между США и Китаем, но американцы выступают категорически против.
Что касается запрета на сотрудничество с РФ при космических пусках, то конгресс США имеет право указывать, на что можно тратить государственный бюджет, а на что нет. Но запрет не распространяется на коммерческие запуски, в частности на те же самые ракеты «Антарес», по которым сотрудничество будет продолжаться. Другие частные организации, в том числе зарегистрированные в США, также смогут продолжать сотрудничать с Россией при космических запусках», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Совместную работу в рамках Международной космической станции запреты также не затронут, добавляет Моисеев. Здесь как идут запуски европейских или японских космонавтов или американских астронавтов, так они и будут продолжаться. Все они согласованы на долгое время вперед, поэтому космические запуски этого направления не коснулись. Как ранее отмечал генеральный конструктор пилотируемых программ России Евгений Микрин, техническое состояние МКС позволяет эксплуатировать ее до 2028-2030 годов.
Эксперт соглашаются с такой оценкой, отмечая, что здесь нет больших технических сложностей, так как представляющие критическую важность узлы могут быть заменены при износе или отремонтированы на месте. Более того, они считают выгодным и даже неизбежным решением продление работы МКС, если мы хотим продолжать оставаться в космическом пространстве.
Решение международных организаций о пусках с РФ
«Запуск американских спутников и космических аппаратов с середине 90-х годов был для нас очень выгоден, представляя собой большую статью доходов. Но до этого момента запуски были запрещены, как запрещаются и сейчас, так как политика изменилась, и американцы вновь прекращают сотрудничество с нами в этом направлении.
Одно время все бурно развивалось, и мы занимали большую часть рынка запусков ракет, занимаясь как государственными, так и коммерческими запусками. Только потом шли Европа и США. Сейчас в силу нескольких причин ситуация изменилась. Первая из них – это высокая аварийность, вторая – появление альтернативы в лице SpaceX с дешевыми запусками, и третья причина заключается в общем виде санкций», - объясняет Иван Моисеев.
Да, конкретно нам никто не может запретить запускать космические аппараты, даже нынешний запрет США вступит в силу только в 2023 году. Но любой поставщик полезной нагрузки, по мнению эксперта, всегда держит в голове, что санкции могут расширить. Здесь возникает непредсказуемость и элемент риска, что для разработчиков спутников серьезный минус, так как космические аппараты очень сложны в конструкции и дорогие в создании.
«В то же время стоит понять, что решение Пентагона внести Россию в список стран, с которыми запрещено сотрудничество при космических пусках, никак не отразится на совместных космических проектах РФ с другими странами и международными организациями, такими как INMARSAT, потому что на них не распространяется законодательство США.
Они могут самостоятельно принимать решения, являясь коммерческими и к тому же международными организациями. В своих решениях они ориентируются больше на экономическую составляющую запусков, американский конгресс этим компаниям не указ», - резюмирует Моисеев.