«Взрывной» Dragon и запоздалый Boeing: кто первым сменит «Союз»
Сейчас «Союз» – единственный пилотируемый российский космический корабль. И единственное средство доставки экипажей на борт Международной космической станции. При этом сказать, что «Союз» – идеальный космический корабль, нельзя, что связано, в том числе, со стесненными условиями для экипажа. Сказать, что он очень дешевый – тоже. Цена космических путешествий вообще упрямо растет вверх.
За минувшие десять лет полеты на орбиту на кораблях серии «Союз» выросли для американских астронавтов в четыре раза – с 21,8 миллионов долларов за одного человека до почти 82 миллионов. Но выбор не велик, мягко говоря. Последний полет американский «Спейс шаттл» выполнил в 2011 году, а у Европы своих пилотируемых космических кораблей как не было, так и нет.
История с американским челноком вообще показательна: то, что создавалось как «дешевый многоразовый корабль» вышло дорогим, избыточно мощным и, по сути, почти ненужным для решения текущих задач, таких как доставка пары-тройки астронавтов на борт МКС. Или возврат их обратно на Землю.
При этом наивно полагать, что «Союз» будут эксплуатировать в 20-е с такой частотой, как сейчас. Корабль, созданный в 60-е, не очень вписывается в реалии нашего времени. Но самое главное – у него имеются серьезные конкуренты. Поговорим про преимущества и недостатки программ создания перспективных космических кораблей в их сегодняшнем виде.
Crew Dragon
Данный корабль также знают под наименованием Dragon или Dragon V2. Название хорошо передает суть: перед нами пилотируемая версия давно введенного в эксплуатацию компанией SpaceX грузового «Дракона». Успешно выполняющего рейсы на МКС и являющегося единственным грузовым космическим кораблем современности, способным доставлять грузы с МКС обратно на Землю.
Преимущества. Главное преимущество Dragon V2 – более высокие, чем у «Союза», возможности. Как-никак «Дракон» сможет брать на борт до семи человек, вместо трех (требуется ли это в рамках нынешних реалий обслуживания станции – другой вопрос). В любом случае, Crew Dragon намного более просторный аппарат, что тоже немаловажно. А еще для его вывода на орбиту намерены применять успешно себя зарекомендовавшую Falcon 9. Не стоит забывать и про частичную многоразовость, которая позволит применять капсулу повторно для полетов астронавтов. В теории это будет еще одним успехом для SpaceX, делающей особую ставку на многоразовом использовании своих компонентов. Еще один несомненный успех: Crew Dragon уже летал на МКС и вполне успешно. Правда, первый полет выполнили без экипажа.
Недостатки. Очевидная «сырость», свойственная, впрочем, всем новым космическим кораблям. Это вынуждает сдвигать сроки испытаний. Напомним, что первый пилотируемый полет в рамках миссии SpaceX DM-2 на Crew Dragon должен состояться не ранее конца текущего года. Его хотели выполнить в июле, но планы спутала авария. 21 апреля 2019 года испытания двигателя космического корабля Crew Dragon завершились мощным взрывом и полным разрушением Dragon V2, который почему-то в самой SpaceX упорно называли «аномалией».
Причиной, как потом оказалось, стала система запуска двигателей SuperDraco, которые нужны для аварийного спасения и управляемой посадки. На практике это означает, что примерно год «Союз МС» еще будет нужен США, как воздух. Ведь пока что «второй» Dragon – единственная реальная альтернатива ближайшего будущего.
Boeing CST-100 Starliner
Менее известный, но не менее знаковый в масштабе всего мира перспективный американский космический корабль. Разработчик – Boeing.
Преимущества. В целом, похожи на таковые в случае с Dragon V2: аппараты довольно близки, чисто концептуально. В идеале CST-100 должен стать экономичным частично-многоразовым кораблем, который сможет доставить на борт МКС до семи человек экипажа. Простор и комфортность должны неизменно выделять корабль на фоне аппаратов минувших лет. В качестве носителя видят ракету Vulcan, которая будет использовать «модный» метановый двигатель, а именно – BE-4.
Недостатки. Частично проистекают из плюсов. Ракеты Vulcan пока что нет, как нет и метанового двигателя, хотя оба компонента системы активно разрабатывают. В целом, налицо существенное отставание от SpaceX. Если у Crew Dragon на счету есть один полет к МКС, то CST-100 только предстоит его выполнить. И только потом можно будет рассчитывать на первый полет с экипажем. Не так давно Boeing сообщила об очередном переносе: теперь он должен состояться не весной, а в августе 2019-го. Запуск с экипажем – не раньше ноября текущего года, а, скорее всего, это случится не ранее 2020-го. Однако может произойти «чудо» и Boeing в теории может обогнать «Дракона» в конкурентной борьбе: масла в огонь подлил упомянутый выше взрыв капсулы Crew Dragon. К слову, у Boeing тоже все далеко не безоблачно, в 2018 году появились данные о проблемах во время тестового прожига четырех двигателей системы аварийного спасения, результатом чего стала утечка гидразина и очередные переносы сроков испытаний.
Большие амбиции – большие трудности
Словом, создатели CST-100 и Crew Dragon пока что имеют все основания верить в успех, а трудности, с которым они столкнулись, едва ли могут существенно отодвинуть даты первых стартов. Конечно, после ввода в строй новых кораблей Россия не откажется в одночасье от «Союз МС», но перед ведомством Дмитрия Рогозина встанут неудобные вопросы. Ведь в случае успеха заокеанских партнеров «Союз» останется инструментом конкретно российским, то есть – рассчитанным на доставку отдельно взятых экипажей на станцию. На практике это означает, что два/три члена экипажа уйдут в историю: если Россия и будет выводить кого-то на орбиту, то это, вероятно, будет один космонавт. Больше просто не нужно. Само собой, поддерживать пилотируемую космонавтику в таком виде долго никто не будет: это бессмысленно.
Еще более неоднозначно выглядят перспективы нового российского корабля «Федерация», который намерены впервые запустить в беспилотной версии примерно в середине 2020-х: аккурат к тому времени, когда от МКС вообще могут отказаться. То есть, зачем он нужен – пока что вообще не совсем понятно. Де-факто, «Федерация» – это не столько новый корабль, сколько задел на будущее и возможность чем-то занять специалистов космической индустрии, а для чиновников – еще и возможность на этом заработать.
Если «Федерация» и понадобится, то только для «лунных» проектов, в частности – для доставки грузов и экипажей на Lunar Orbital Platform-Gateway. Это новая условно международная станция, главную роль в создании которой будут играть Штаты. В отличие от МКС она будет располагаться на орбите Луны.
К слову, «сложные» лунные миссии США намерены решать при помощи еще одного перспективного корабля – «Ориона». Его не рассматривают в качестве конкурента «Союзу» и он не будет использоваться для полета на МКС. Первый пилотируемый старт «Ориона» рассчитывают выполнить примерно в середине 2020-х. В принципе, тогда же, когда и «Федерация». Но что-то подсказывает, что американский проект будет развиваться боле динамично, что, кроме прочего, связано с почти «фантастичным» стремлением Дональда Трампа вернуть американских астронавтов на Луну.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+