» » » Найдено новое объяснение жидкому океану под поверхностью Плутона

Найдено новое объяснение жидкому океану под поверхностью Плутона

21-05-2019, 18:15 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 256)

Когда в 2015 году межпланетная станция «Новые горизонты» пролетела над Плутоном, представление ученых о карликовой планете резко изменилось. Самым главным открытием для них было то, что под «ледяным сердцем» космического объекта вполне может существовать жидкий океан. Это казалось невозможным, потому что планета расположена очень далеко от Солнца, не имеет расплавленного ядра и не находится рядом с гигантской планетой, способной ее согреть. Теперь у ученых появилось довольно правдоподобное объяснение этому явлению.

Ученые из Японии и США выяснили, что сохранять океан под поверхностью Плутона в жидком состоянии могут газовые гидраты. Это особая форма воды, где лед образует кристаллическую решетку, которая захватывается такими газами, как метан. Гидраты очень вязкии и имеют низкую теплопроводность — то есть, отлично удерживают тепло. Ранее было известно, что 6,4 триллиона тонн гидратов метана находится на глубине земных океанов, а теперь, возможно, они имеются даже на Плутоне.

Компьютерное моделирование показало, что без наличия газовых гидратов вода на Плутоне замерзла бы сотни миллионов лет назад. Исследователи считают, что они образовались благодаря поступившему из каменистого ядра планеты метана — возможно, именно из-за этого атмосфера Плутона так бедна метаном и богата азотом.

Новое открытие доказывает, что жидкие океаны могут существовать под поверхностью и других планет, где вероятность сохранения жидкой воды практически невозможна.

Это может означать, что во Вселенной больше океанов, чем считалось ранее, что делает существование внеземной жизни более правдоподобным.

Шуничи Камата, руководитель группы из Университета Хоккайдо

У Плутона крайне нелегкая судьба — в 2006 году ее лишили статуса полноценной планеты, а в 2019 году вовсе предсказали, что совсем скоро ее атмосфера может замерзнуть и исчезнуть. Подробнее об этом можно почитать в нашем материале.

Обсудить эту и другие темы науки и технологий можно в нашем Telegram-чате. Вступайте и общайтесь с интересными людьми в любое время!

Источник: hi-news.ru.

Комментарий от редакции:

Астрономы: на Плутоне может быть океан, который спасло от замерзания удивительное "одеяло"

Океан на Плутоне, где замерзает даже азот? Это возможно, уверяют специалисты. Море может находиться под ледяной корой и быть защищённым от космического холода слоем гидратов газов. И некоторые снимки указывают на то, что этот водоём действительно существует.

Результаты моделирования, показывающего, как может сохраниться жидкий океан на Плутоне, опубликованы в журнале Nature Geoscience группой во главе с Сюнити Каматой (Shunichi Kamata) из Университета Хоккайдо.

Напомним, что об океане под корой "разжалованной планеты" заговорили в 2015 году, когда зонд "Новые горизонты" сделал первые в истории подробные снимки поверхности Плутона. Исследователей заинтриговало строение равнины Спутника – ледяного поля диаметром почти 1500 километров вблизи экватора небесного тела.

Анализ снимков показал, что лёд в этом районе неровный и тонкий. Это может означать, что под ним скрывается океан жидкой воды.

В районе экватора Плутона находится фигура в форме сердца. Его левая половина – равнина Спутника.
Иллюстрация NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute/перевод Вести.Наука.

Подобное не редкость в Солнечной системе. Подлёдные океаны есть на спутниках Сатурна Энцеладе и Титане, на спутнике Юпитера Европе. Но недра этих тел разогреваются приливными силами, порождаемыми ближайшими объектами. Плутон не может похвастаться такой "грелкой". А кроме того, он гораздо дальше от Солнца. Как же целый океан мог сохраниться под его тонкой ледяной корой?

Группа Каматы предположила, что эта вода осталась жидкой со времён образования Плутона. От замерзания её сохранило "одеяло" из газовых гидратов.

Напомним, что газовые гидраты представляют собой кристаллы водяного льда, в полостях которых накапливаются молекулы газа. Такие "гибриды" представляют собой превосходные теплоизоляторы.

Гипотетическое внутреннее строение Плутона под равниной Спутника.
Иллюстрация Kamata S. et al., Nature Geosciences (2019)/перевод Вести.Наука.

Чтобы проверить свою гипотезу, астрономы провели компьютерное моделирование. Модель была призвана показать, как менялся Плутон в последние 4,6 миллиарда лет его истории (именно таков возраст планет и других тел Солнечной системы).

В одной версии вычислительного эксперимента водный океан не был защищён слоем газовых гидратов. Как и следовало ожидать, в этом сценарии вода замёрзла бы за сотни миллионов лет до появления человека с его "Новыми горизонтами". Кроме того, всего через миллион лет после этого лёд равнины Спутника выровнялся бы и перестал выглядеть так, как сейчас.

В другой фазе моделирования исследователи пожалели океан и выдали ему газогидратное "одеяло" (у астрономов-то сердце не ледяное, не в пример поверхности Плутона). И свершилось чудо: море было спасено. Расчёты показали, что под такой бронёй жидкая вода может плескаться и сейчас, а на выравнивание равнины Спутника потребовалось бы более миллиарда лет.

Японские исследователи рассчитали, что газогидраты могут защитить внутренний океан Плутона от замерзания.
Фото Yu Kikuchi.

Какой же газ мог бы служить основой спасительных газогидратов? Авторы считают, что это метан, выделяемый скальным ядром Плутона. А вот азот из того же источника, по расчётам учёных, не должен образовывать газогидратов, он должен поступать прямиком в атмосферу небесного тела. Это согласуется с составом газовой оболочки малой планеты: она почти полностью состоит из азота, имея лишь 0,25% метана и ещё меньшее количество угарного газа.

Разумеется, прямых доказательств существования газогидратного слоя в коре Плутона пока нет. Дело за будущими исследованиями. Но гипотеза выглядит заманчиво. Особенно с учётом того, что подобные "шубы" могут сохранять водные океаны не только на Плутоне.

"Это может означать, что во Вселенной больше океанов, чем считалось ранее. А это делает существование внеземной жизни более правдоподобным", – резюмирует Камата.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о трёхмерных картах поверхности Плутона и Харона, об обновлении льдов на Плутоне и облаках этого далёкого мира.

источник