Фото: Dimonika / Shutterstock.com

Каким образом космический полет меняет человека? Это не так просто выяснить, как кажется на первый взгляд. Можно измерить определенные показатели до и после полета, но как узнать, виной ли обнаруженным переменам космос или какие-то иные факторы?

Чуть ближе ученые подошли к ответу на этот вопрос, благодаря новому исследованию «Близнецы».

Исследование «Близнецы» (Twins study) — это не имеющий аналогов эксперимент НАСА  с участием двух однояйцевых близнецов Скотта Келли и его брата Марка. Скотт почти год (340 дней) провел в космосе, в то время как Марк оставался на Земле. Важно, что Марк тоже ранее был астронавтом и имеет соответствующую физическую и психологическую подготовку, поэтому братья совпадают не только генетически, но во многих других отношениях Так что же изменил полет?

В первую очередь, изменению подверглись теломеры или концевые участки хромосом, которые еще называют индикаторами старения. У Скотта в космосе они удлинились, а по прилете домой постепенно стали укорачиваться и вернулись к исходной дополетной точке лишь спустя полгода. У Марка в течение всего года теломеры оставались стабильными

Второй ключевой вывод заключался в том, что иммунная система Скотта в космосе реагировала как обычно. Например, прививка против гриппа, сделанная на МКС, сработала точно так же, как и на Земле.

Третьим важным открытием оказались изменения в экспрессии генов Скотта, причем большинство из них возвращались «к нормальной жизни» лишь через шесть месяцев на Земле. Тем не менее, небольшой процент генов, связанных с иммунной системой и восстановлением ДНК, так не вернулся к исходному уровню после прибытия астронавта на Землю.

Данное исследование заложило основу для комплексного молекулярного подхода к вопросу о том, как человек реагирует на космический полет. Это своего рода геномная ступенька для лучшего понимания, как поддерживать здоровье экипажа во время будущих экспедиций на Луну и Марс.