Россия: два шага вперед, три – назад
12 апреля, День космонавтики, мы празднуем с двояким чувством. С одной стороны, до сих пор испытываем гордость за подвиг наших соотечественников, первыми покоривших околоземную орбиту.
С другой стороны, никуда уже не деться от новостей о хищении более 1,6 млрд. рублей в Роскосмосе и Ростехе. Этот факт был выявлен Генпрокуратурой 9 апреля, прямо накануне праздника. В комментариях значится нецелевое расходование средств, нарушение сроков исполнения контрактов, завышение стоимости работ и многое другое.
Справедливости ради, стоит отметить, что обстановка вокруг Роскосмоса не сплошь негативная. Она, скорее, неоднозначная: на один положительный факт сразу же находится отрицательный.
Например, по данным «Комсомольской правды», стране удалось заработать более $ 3 млрд., доставляя на МКС астронавтов из США. На российских кораблях «Союз».
Причем в планы NASA входит продолжение этого сотрудничества — и это радует.
Однако тут же в интервью газете глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин прямым текстом говорит о том, что если бы деньги, которые были заработаны на полетах этих астронавтов, были израсходованы эффективно, «то, наверное, мы бы сейчас уже имели новый пилотируемый корабль». Вместо этого мы читаем о хищениях.
Более того, по данным ТАСС, иностранные спутники поставляют около 80% метеорологических данных, которые ложатся в основу прогнозов погоды: тех самых, которые мы с вами видим каждый день. Российских аппаратов с подобным функционалом до сих пор не создано, как со времен СССР не создано и действительно инновационных ракет-носителей. А ведь прошло уже 30 лет.
Впрочем, в том же интервью прессе утверждается, что
«на „Союзе“ цена кресла для туриста вдвое ниже, чем на корабле Маска. Если они (SpaceX — прим. ред.) хотят развивать космический туризм, то должны понимать, что иностранным туристам они должны предложить заплатить в два раза больше, чем эти туристы могут заплатить Роскосмосу за то же самое».
Конкретная цена такого полета не называется, в то время как Илон Маск уже опубликовал ставший невероятно популярным твит о том, что стоимость такого полета от SpaceX составит $ 100 тыс.- $ 500 тыс. Цена, вполне сопоставимая с квартирой в Москве. Тем более, что обратный билет обещают сделать бесплатным.
Америка: эра частных компаний
SpaсeX привлекает всеобщее внимание испытаниями пилотируемого корабля CrewDragon, которые продолжатся уже этим летом, а также экстремально-дешевыми, пусть пока и тестовыми, запусками ракеты Falcon Heavy.
В данном контексте, опыт Tesla, которая под руководством Илона Маска сумела наладить производство современных электрокаров всего от $ 35 тыс., вполне может пригодиться.
Кстати, конкуренты уже наступают на пятки: через несколько месяцев в свой первый полет без экипажа должен отправиться корабль Starliner компании Boeing.
Не отстает и Джефф Безос, основавший Amazon, а позже и космическую компанию-разработчика BlueOrigin. Согласно заявлениям, их аппарат New Glenn способен выводить на орбиту до 45 тонн груза, причем запуск планируется уже в следующем году.
По отчетам, опубликованным на официальном сайте, компании Amazon удается не только наращивать прибыль, которая по итогам 2018 превысила 10 млрд., но и создавать новые продукты, которые оказываются эффективней и дешевле, чем у конкурентов.
Делать ставку именно на этом аспекте весьма разумно, ведь частной компании жизненно важно оставаться прибыльной, чтобы выжить. В послужном списке Amazon — прорывы в онлайн-коммерции, облачных вычислениях и искусственном интеллекте. Теперь мы видим стремление применить свои знания, успешный опыт и финансы на новом поприще.
Да, SpaceX и BlueOrigin являются частными компаниями, не представленными на бирже, в отличие от Boeing, но все же успехи Маска и Безоса инвесторы неизменно транслируют на котировки TeslaMotors и Amazon. По информации международной компании FxPro, после огневого испытания SpaceX ракеты 25 января, акции компании прибавили в стоимости около 15%, поднявшись до $ 320.
Китай: работа на опережение
С каждым годом Китай удивляет все больше. По данным Global Times,
к началу XXI века КНР занимала третье место по потенциалу среди космических держав, а в 2018-м так и вовсе выбилась в мировые лидеры, произведя 37 запусков за год: больше, чем Россия и США.
Пока остальные страны «ломают копья» в Twitter и на страницах ведущих СМИ, с космодрома Сичан в юго-западной провинции Сычуань 3 января был запущен космический аппарат «Чанъэ-4». Как сообщает ТАСС, он совершил мягкую посадку на обратной стороне Луны, а спустя несколько часов прислал оттуда первый снимок.
Выступая на конференции, посвященной освоению Китаем космического пространства, заместитель главного руководителя проекта по освоению Луны У Яньхуа сказал, что первую исследовательскую миссию на Марсе они начнут примерно в 2020 году.
Если учесть, что в провинции Цинхай уже работает «марсианская деревня» в натуральную величину, планы Китая выглядят весьма реалистичными.
Здесь авиакосмические компании также являются государственными. Однако обратите внимание на бизнес-подход: цели Китая — вовсе не демонстрация успехов и развитие науки. Там мы видим вполне конкретный бизнес-план. Более того, холдинговая компания China Aerospace International HoldingsLtd. котируется на бирже в Гонконге (тикер 0031. HK), т.е. ставит во главу угла вопросы прибыли и бизнес-перспектив, а не только престиж.
Причины национальной просадки
Вице-премьер Юрий Борисов дал комментарий для РИА «Новости», заявив, что Россия опустилась на третье место по числу космических пусков, уступив Китаю и США.
Так в чем же причина?
На мой взгляд, главным фактором выглядит «отсутствие конкуренции» в представлении Роскосмоса: слишком долго Россия оставалась неоспоримым лидером на космической арене и успела к этому привыкнуть. Хотя многие годы это было действительно так, сейчас все изменилось. Данный факт нужно либо принять и как можно быстрее влиться в современный ритм разработок, либо продолжать читать неутешительные новостные сводки.
Пока же наиболее привлекательными для инвесторов представляются акции американских и китайских компаний, однако если Роскосмосу действительно удастся раньше (и дешевле) других запустить космический туризм, это станет новым Днем космонавтики, который мы будем готовы точно также отмечать каждый год.
Автор: Александр Купцикевич, аналитик FxPro