» » » Космические сейсмологи услышали "песню звезд"

Космические сейсмологи услышали "песню звезд"

4-09-2010, 10:04 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 644)

Изучая звуковые волны удаленной звезды, группа ученых обнаружила там наличие магнитных циклов, практически полностью повторяющих солнечные. Это удивительное явление впервые удалось выявить с помощью методов звездной сейсмологии. Инновационная техника, задействованная в такого рода исследованиях, позволит ученым услышать "пение" сотен других звезд.

Используя метод звездной сейсмологии астрономы недавно обнаружили у звезды HD49933 магнитный цикл активности, похожий на солнечный.

При проведении исследования группа ученых под руководством Рафаэля Гарсиа из научно-исследовательского центра французского Комиссариата атомной энергетики (CEA) в Сакле использовала данные космического телескопа CoRoT (Convection Rotation and Planetary Transits). Подробности этой работы можно прочитать в журнале Science, а статья опубликована на сайте Space.

По исходящим от далекого светила звуковым колебаниям, которые "слушал" CoRoT, ученые определяли, какие процессы происходят в его недрах. Выяснилось, что циклы на HD49933 сменяют друг друга в течение примерно года. То же самое происходит и на Солнце, только здесь этот процесс занимает 11 лет.

"Ускоренный" цикл активности HD49933 позволит астрономам лучше понять особенности этого процесса, так как они смогут много раз наблюдать все его стадии за относительно короткое время.

Дело в том, что все остальные звезды, у которых ранее удавалось обнаружить магнитные циклы (специалисты использовали не звездную сейсмологию, а другие методы), в этом отношении были похожи на Солнце — минимумы и максимумы активности у них повторялись с периодичностью около 11 лет.

"Оказалось, что эта звезда звонит, буквально как колокол. У нее есть различные солнечные циклы. Тон и громкость звуков отражает конкретные специфические изменения, происходящие на поверхности звезды. Сейчас тональность "звонов" звезды возрастает, что однозначно говорит о наращивании магнитной активности и движении к пику активности", — поясняет французский астроном из Центра ядерных исследований Франции Рафаэль Гарсиа.

Его коллеги отмечают, что впервые опробованная ими техника поиска может позволить ученым исследовать сотни звезд. В частности, магнитная активность светил, имеющих планеты, может существенно влиять на существование в системе зоны, пригодной для возникновения жизни. Кроме того, исследование циклов активности других звезд поможет лучше понять процессы, протекающие на Солнце, и прогнозировать изменения в его поведении.

По мнению специалистов, метод звездной сейсмологии оказался на удивление полезным, и в будущем при исследовании удаленных звезд, скорее всего, именно он станет основным.

"Данный метод — это один из ключей, при помощи которого мы можем лучше понять наше Солнце", — говорит астрофизик из американского Национального центра атмосферных и космических исследований Трэвис Меткалф.

"Уже сегодня мы можем прослушать сотни звезд и изучить их магнитные особенности", — дополняет коллегу Савита Матур, одна из участников исследования.

Знание деталей магнитных циклов звезд очень важно для специалистов по той причине, что магнитные возмущения на Солнце могут приводить к повреждениям аппаратуры как на Земле, так и на орбите, а также плохо влияют на здоровье людей.

Вячеслав Локацкий