» » » Новости космонавтики: 27 августа – 2 сентября 2010 г.

Новости космонавтики: 27 августа – 2 сентября 2010 г.

3-09-2010, 10:54 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 111)
Астрономы-любители играют в кошки-мышки с американским секретным шаттлом X-37B. Вышел из строя японский спутник-разведчик. На орбиту выведены 3 новых спутника ГЛОНАСС. Для индийской лунной миссии Россия предоставит посадочный модуль. Запуск первой российской орбитальной обсерватории «Спектр-Р» отложен на год. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

Астрономы-любители играют в кошки-мышки с американским секретным шаттлом X-37B: аппарат на 2 недели исчез из виду и снова появился, уже на новой орбите

Официальный отчет о результатах миссии Hayabusa появится не раньше декабря

Один из японских разведывательных спутников серии IGS, следящий за Северной Кореей, вышел из строя

Участие России в совместной с Индией «лунной» миссии Chandrayaan-2 урезано: вместо собственного лунохода, Роскосмос предоставит посадочную ступень

NASA обнародовало целый массив фотографий из своего архива (на иллюстрации – запуск ракеты Little Joe II)

Стартовавшая с Байконура ракета-носитель «Протон-М» вывела на орбиту 3 спутника «Глонасс-М»

27 августа

Американский секретный беспилотный орбитальный летательный аппарат X-37B исчез из поля зрения астрономов-любителей на 2 недели. В мае астроном-любитель Тед Молчан (Ted Molczan) из Торонто пронаблюдал за полетом X-37B и сделал вывод, что аппарат проверяет работу установленных на нем датчиков, которые впоследствии будут применяться на новых спутниках-разведчиках. С тех пор астрономы-любители продолжили следить за X-37B, полушутя называя его «наименее секретным из секретных объектов», но 29 июля он пропал. Впервые его исчезновение заметил астроном-любитель из Кейптауна Грег Робертс (Greg Roberts). И лишь 14 августа он снова нашел X-37B, уже на другой орбите. Тед Молчан считает, что такие изменения орбиты могут быть вызваны либо тестированием системы маневрирования, либо требованиями, связанными с особенностями размещенного на борту оборудования.
Российский федеральный оператор навигационных услуг «Навигационно-информационные системы» (НИС) нашел несколько партнеров для продвижения и производства спутниковых систем в Индии. Индийский рынок систем управления муниципальным транспортом и других решений, основанных на использовании сигнала со спутников систем ГЛОНАСС и GPS, его участники оценивают в 200 млн долларов на ближайшие 5-10 лет.
Японские ученые перенесли с сентября на декабрь официальную публикацию результатов анализа частиц пыли, найденных в контейнере приземлявшегося на астероиде зонда Hayabusa. Задержка объясняется тем, что на извлечение частиц из контейнера потребуется потратить больше времени, чем планировалось. Ученые намерены по одной доставать и изолировать от окружающей среды те пылинки, которые, с наибольшей вероятностью, могут иметь внеземное происхождение. После того как их изучат в JAXA, «подозрительные» частицы будут отправлены экспертам, работающим в других научных учреждениях Японии.

28 августа

Вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов пообещал, что начиная с 2018 г. запуск всех российских пилотируемых космических кораблей будет осуществляться со строящегося в Приморье космодрома Восточный. «За три года до этого с космодрома начнут осуществляться запуски ракет носителей с различными грузами и спутниками», — сказал Иванов. Он также сказал, что правительство уже выделило 24,5 млрд рублей на строительство первой очереди космодрома. Вокруг него будет создана широкая инфраструктура и город с населением в 30-40 тыс. человек.
Выступая перед журналистами, заместитель главы Роскосмоса Анатолий Шилов рассказал о предстоящем участии России во второй индийской «лунной» миссии Chandrayaan-2. По его словам, изначально вместе с индийским луноходом к спутнику планировалось отправить и российский, но по финансовым соображениям от этого пришлось отказаться. По новому плану, орбитальный модуль будет доставлен к Луне индийской ракетой-носителем GSLV, а на лунную поверхность опустится российская посадочная ступень разработки НПО имени Лавочкина с небольшим индийским луноходом.
29 августа

Самый современный японский разведывательный спутник IGS-4A, запущенный в 2007 г. и способный отслеживать ситуацию в КНДР в любое время суток, а также при густой облачности, неожиданно вышел из строя. Сообщается, что дала серьезный сбой радарная система аппарата, в результате чего прекратилась передача с него информации. В настоящее время специалисты пытаются восстановить работу космического радара с помощью дистанционного управления, но, по их признанию, шансы на успех невелики.
Японское правительство подтвердило участие страны в продленной до 2020 г. работе МКС. Ранее Япония планировала завершить все национальные проекты в рамках МКС на пять лет раньше, то есть в 2015 г.
30 августа

На космодроме Байконур продолжается подготовка к предстоящим запускам. Проводится заправка компонентами топлива и сжатыми газами баков грузового транспортного корабля «Прогресс М-07М», который должен отправиться к МКС на борту ракеты-носителя «Союз-У». Сама ракета проходит испытания, старт запланирован на 8 сентября. Параллельно идет подготовка к старту носителя «Протон-М» с разгонным блоком «ДМ-2» и блоком из 3 российских навигационных космических аппаратов «Глонасс-М». Ракета уже вывезена на стартовый комплекс; запуск ее намечен на 2 сентября.

31 августа

В 15:21 по московскому времени автоматический грузовой корабль «Прогресс М-06М» отстыковался от МКС и отправился в автономный полета. За время до 6 сентября на борту будет проведено 6 сеансов космического эксперимента «Радар-Прогресс», направленного на исследование локальных неоднородностей ионосферы, возникающих при работе основного корабельного двигателя.
Индия утвердила перечень научной аппаратуры на борту миссии Chandrayaan-2, запуск которой состоится в 2013 г. Орбитальный модуль будет весить 1,4 т, на нем будут установлены 5 приборов. Первый – широкоугольный спектрометр мягкого рентгеновского излучения CLASS и рентгеновский спектрометр XSM для картографирования лунной поверхности. Также на модуле будет установлен радиолокатор с синтетической апертурой (SAR), которому предстоит подтвердить наличие на Луне воды в каком-либо виде. Инфракрасный спектрометр с формированием изображения (IIRS) также займется картографированием поверхности луны. Четвертый прибор, масс-спектрометр нейтральных частиц (ChACE-2) позволит исследовать экзосферу Луны. Камера картографирования местности (TMC-2) поможет создать трехмерную карту, необходимую для лунной минералогии и геологии.
Из-за пожара на радиотелескопе центра космической связи (ЦКС) в районе Калязина (Тверская обл.) будет на год отложен старт первой российской орбитальной обсерватории «Спектр-Р». «Недавно в космическом центре произошел пожар, в результате которого пострадало дорогостоящее оборудование и главная антенна, на которую производится прием данных от космических аппаратов. Сейчас ведется оценка ущерба и восстановление оборудования», — сообщил представитель ЦКС «Калязин». По его словам, старт «Спектра-Р» могут перенести на вторую половину следующего года. В то же время участник проекта сообщил, что пожар это не единственная причина, по которой запуск аппарата откладывается в очередной раз. По его словам, основная причина кроется в проблемах с поставками комплектующих, из-за чего сборка спутника не закончена до сих пор.

1 сентября

Хотя США объявили о прекращении разработки новой ракеты Ares-1, на полигоне в штате Юта состоялось испытание двигателя Development Motor-2, предназначенного для 1-й ступени этого носителя. Огневое испытание удлиненного 5-секционного двигателя продолжалось 2 минуты, в течение которых 760 приборов и датчиков отслеживали 53 параметра работы. Целью испытаний было проверить характеристики двигателя при различных температурных режимах.
NASA выложило в открытый доступ уникальные фотографии, иллюстрирующие становление американской космонавтики. Снимки, самые ранние из которых были сделаны еще в 1930-е годы, запечатлели строительство космических центров, запуски первых суборбитальных ракет и осуществление последующих программ.

3 сентября

В 04:53 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М» на борту. Спустя 10 минут от третьей ступени носителя отделился разгонный блок ДМ-2 со спутниками, а в 08:25 космические аппараты отделились от РБ.
В настоящее время на орбите находятся 23 спутника системы ГЛОНАСС (включая 2 резервных); для глобального функционирования требуется 24-28 аппаратов. К концу будущего года планируется запустить еще 3, таким образом, в 2010 г. формирование орбитальной группировки ГЛОНАСС должно быть завершено.
«Новости космонавтики»