Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторам
Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели

Акция! Пропаганда России. Присоединяйся! ОКО ПЛАНЕТЫ

Загрузка...

Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география

» » » Новогоднее настроение: орбитальный аппарат прислал фото кратера Королёва, заполненного льдом

21-12-2018, 20:09 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 377)

Знаменитый аппарат Mars Express Европейского космического агентства (ЕКА) отметит 25 декабря, в день католического Рождества, 15-летнюю годовщину прибытия на орбиту Красной планеты. Готовясь к этому событию, представители космического агентства опубликовали "праздничные" изображения кратера Королёва, расположенного в северном полушарии планеты.

На первый взгляд может показаться, что кратер заполнен свежевыпавшим снегом. Но на самом деле он заполнен нетающим льдом, который образовался из-за удивительного метеорологического явления. Однако расскажем о нём чуть позже.

Для начала напомним, что межпланетная станция Mars Express была запущена 2 июня 2003 года на ракете "Союз-ФГ" с космодрома Байконур. Её оснастили самыми современными приборами: радиолокатором для поиска воды, спектрометром, способным работать в видимом и инфракрасном диапазонах, и так далее. Аппарат прибыл на околомарсианскую орбиту 25 декабря. Тогда же, собственно, и началась его научная работа.

Вид на кратер Королёва сверху.
Фото ESA/DLR/FU Berlin.

Mars Express должен был доставить на Красную планету печально известный зонд "Бигль-2". Напомним, что зонд благополучно отстыковался от станции и взял курс на Марс. Однако на связь он после этого так и не вышел. В 2015 году аппарат был обнаружен на поверхности Марса. Выяснилось, что у него не полностью раскрылись солнечные батареи, а антенна для связи с Землёй находилась как раз под ними.

Аппарат Mars Express также должен был произвести съёмку с высоким разрешением, минералогическое обследование поверхности и изучить марсианскую атмосферу.

Когда учёные начали анализировать фотографии, они сразу выделили одну особенность. Речь идёт о кратере Королева, который был назван так в 1973 году в честь знаменитого советского учёного и конструктора в области космонавтики и ракетостроения Сергея Королёва. Впервые кратер был обнаружен во время миссии Mariner НАСА.

Художественное изображение аппарата Mars Express, отмечающего на орбите близ Красной планеты 15-летний юбилей.
Иллюстрация ESA.

Запечатлён удивительный объект камерой HRSC межпланетной станции Mars Express. Правда, "рождественский" снимок не является фотографией в обычном смысле этого слова. Изображение было составлено с использованием пяти "полос", каждая из которых представляет собой проход HRSC над поверхностью планеты на разных орбитах. Позднее специалисты объединили собранные данные, чтобы сформировать единое изображение.

Топографическое изображение кратера.
Фото ESA/DLR/FU Berlin.

Как уже отмечалось выше, кратер расположен в северном полушарии Красной планеты, непосредственно к югу от огромных дюнных полей под названием Olympia Undae.

Ширина кратера Королёва составляет 82 километра, а глубина – два километра. Но, что самое интересное, этот прекрасно сохранившийся метеоритный кратер постоянно заполнен водным льдом. Толщина льда в центре составляет 1,8 километра в любое время года.

Причина – холодная ловушка. Как отмечается в пресс-релизе ЕКА, самые глубокие части кратера Королёва, содержащие не тающий лёд, находятся под подушкой из холодного воздуха: воздух, движущийся над отложениями льда, охлаждается и опускается вниз. В результате создаётся слой холодного воздуха, который постоянно находится непосредственно над самим льдом. Он действует как щит, не давая льду нагреваться и исчезать.

Атмосфера Марса очень плохо проводит тепло, усиливая этот эффект и сохраняя кратер Королёва "ледяным".

Добавим, что такого рода "снежные шапки" очень важны для будущих пилотируемых миссий к Красной планете. Авторы "Вести.Наука" не раз писали о том, что будущие миссии к Красной планете будут нуждаться в воде. К слову, на Марсе обнаружено замёрзшее озеро, которое может обеспечить водой будущих колонизаторов.

Источник: nauka.vesti.ru.