Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели

Обращение к читателям

Загрузка...

Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география

» » » Астрономы впервые "услышали" цикл активности звезды

» Астрономы впервые "услышали" цикл активности звезды
27-08-2010, 14:13 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 028)

Звезда HD 49933 в созвездии Единорога обладает циклом активности, похожим на солнечный, что впервые удалось выявить с помощью методов звездной сейсмологии, сообщают авторы статьи, опубликованной в пятницу в журнале Science.

Группа под руководством Рафаэля Гарсиа (Rafael Garcia) из научно-исследовательского центра французского Комиссариата атомной энергетики (CEA) в Сакле использовала данные космического телескопа CoRoT (Convection Rotation and Planetary Transits) и по акустическим колебаниям звезды обнаружила у HD 49933, удаленной от Земли на 100 световых лет, цикл активности, похожий на 11-летний солнечный цикл.

"На самом деле, звезда "звенит" как колокол. По мере прохождения цикла тон и громкость этого "звона" меняется совершенно особым образом, на пике подходя к высоким тонам и низкой громкости", - сказал соавтор работы Трэвис Меткэлф(Travis Metcalfe) из Национального центра атмосферных исследований (NCAR), чьи слова приводит пресс-служба центра.

Его коллеги отмечают, что впервые опробованная ими техника поиска может позволить ученым исследовать сотни звезд. В частности, магнитная активность светил, имеющих планеты, может существенно влиять на существование в системе зоны, пригодной для возникновения жизни. Кроме того, исследование циклов активности других звезд поможет лучше понять процессы, протекающие на Солнце, и прогнозировать изменения в его поведении.

Как пояснил РИА Новости сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева (ФИАН) Сергей Богачев, трудность обнаружения цикла активности у звезд состоит в том, что в оптическом диапазоне он почти не проявляется: основные вариации приходятся на рентгеновский диапазон.

"Во-первых, он не виден с Земли, а во-вторых, рентгеновское излучение звезд в сотни тысяч раз слабее оптического. Кроме того, нельзя забывать, что для надежного выделения цикла активности требуются десятки лет наблюдений - так, Солнце непрерывно наблюдается уже более 200 лет. Мало какой из спутников способен прожить столько времени", - сказал Богачев.

Именно по этой причине, добавил ученый, данные о циклах других звезд сейчас очень разрозненные, полученные косвенными методами и почти всегда на грани погрешности измерений. Наблюдения CoRoT в этом смысле принципиально не меняют ситуацию, отметил Богачев, однако данных по этой тематике очень мало, и это действительно первая работа, в которой выводы делаются на основе акустических колебаний звезды.

Звезда HD49933 на 20% тяжелее и на 34% больше Солнца, а период ее обращения вокруг собственной оси составляет 3,4 дня. Цикл ее активности значительно короче солнечного и составляет менее года. Как отмечают авторы работы, такие короткие циклы достаточно просто изучить полностью, что ученые и планируют сделать с помощью CoRoT и телескопа "Кеплер", а также данных наземных телескопов.

"Вопрос о том, существует ли цикл активности, подобный солнечному, у других звезд, очень интересен, и это действительно тот случай, когда наблюдения далеких звезд способны помочь решить одну из загадок Солнца. Обычно происходит наоборот: мы, наблюдая Солнце, делаем выводы о физике далеких звезд", - отметил Богачев.

По его словам, существует множество гипотез о природе солнечного цикла. Наблюдения десятков и сотен других звезд позволят установить, в частности, чем именно определяется его продолжительность.

"В целом, я думаю, современные наблюдения звезд, в том числе и эта работа, подтверждают главное - цикл активности есть и у других звезд, причем, скорее всего, он той же природы, что и на Солнце. То есть и на других звездах есть пятна, есть вспышки, есть периоды затяжных минимумов и сверхвысокой активности. Однако надежно увидеть и измерить все это мы пока можем только по Солнцу. Чтобы это изменить, требуется намного большая чувствительность наблюдений, чем та, которую могут обеспечить современные космические телескопы", - заключил Богачев.

Источник: rian.ru.