» » » Астрономы впервые наблюдали рождение черной дыры

Астрономы впервые наблюдали рождение черной дыры

7-11-2018, 14:55 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (1 778)

Астрономы впервые наблюдали рождение черной дыры

Изучив фотографии «Хаббла», астрономы проследили, как звезда N6946-BH1 в созвездии Лебедя трансформировалась в «обычную» черную дыру.
1b25d4d7.jpg
© Vadim Sadovski | shutterstock.com
В чем отличие «обычных» черных дыр от сверхмассивных? «Обычные» черные дыры отличаются от своих крупных сородичей тихим и незаметным поведением. О ее уществовании можно догадаться только по искажению света соседних с ней звезд и периодическим выбросам радиации.
2720dd4a.jpeg
Снимки соседних областей, сделанных учеными. © S. M. Adams , C. S. Kochanek , J. R. Gerke , K. Z. Stanek , and X. Dai
Рождение черной дыры заметили ученые из Университета штата Огайо (США) во время поисков «неудавшихся сверхновых» в удаленных галактиках. Астрономов смущало то, что открытые за последние 20 лет сверхновые образовались в результате взрыва звезд массой равной не более 20 массам Солнца и массой, превышающей солнечную более чем в 40 раз. Что происходит со звездами, масса которых лежит в этом промежутке, было неясным.
Сейчас ученые предполагают, что после смерти таких звезд их вещество резко сжимается до размеров атома под действием силы притяжения. Внутри получившегося «комка» зарождается ударная волна, которая движется из центра к краям. Если масса звезды равна 20–25 массам Солнца, силы волны будет недостаточно, чтобы сжатие прекратилось. Тогда звезда превращается в черную дыру и навсегда исчезает с небосклона.
Так сложилась судьба красного гиганта N6946-BH1 из галактики NGC 6946. После краткой и тусклой вспышки в марте 2009 года звезда исчезла 20 октября 2009 года.

69429fd5.jpeg
Замеры светимрсти звезды, полученные из разных источников. © S. M. Adams , C. S. Kochanek , J. R. Gerke , K. Z. Stanek , and X. Dai
На инфракрасных фотографиях «Хаббла» ученым удалось отследить следы рождения черной дыры из почившей звезды N6946-BH. Они становились все менее заметными с осени 2009 года и погасли совсем в октябре 2015 года. Следы, по мнению ученых, представляли собой звездную пыль, которую экс-гигант выбросил на последних этапах жизни. Черная дыра постепенно поглощала пыль, пока она не иссякла.
Публикация исследования запланирована в журнале MNRAS.

Источник: .gismeteo.ru.