Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели

Обращение к читателям

Загрузка...

Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география

» » » Новая гамма: Звездное танго

» Новая гамма: Звездное танго
18-08-2010, 14:11 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (918)

Обнаружен неожиданно мощный вид новых звезд, излучающих самые высокоэнергетические, гамма-лучи.

Тесная двойная система: белый карлик «ворует» водород у соседнего красного гиганта

Еще за 19 дней до вспышки гамма-телескоп Fermi не обнаружил и следа будущей новой (слева), но вскоре она продемонстрировала себя во всей силе (справа)

Первым на новую звезду Cygni 2010 обратил внимание японский астроном-любитель. Сделанный им 10 марта снимок зафиксировал вспышку магнитудой 6,9 – чуть ниже видимого невооруженным глазом предела

Двойные звездные системы широко распространены во Вселенной. Участники таких тандемов обычно различаются по массе и, как следствие, проходят ступени звездной эволюции с разной скоростью. Нередко случается так, что когда одна из компаньонок уже достигла стадии белого карлика, вторая находится на одном из предыдущих шагов жизненного цикла. Плотный белый карлик перетягивает вещество (почти полностью состоящее из водорода) от своей более рыхлой соседки.

Вращаясь, вещество это образует аккреционный диск и, падая на поверхность карлика, накапливается и разогревается. Когда этот процесс достигнет определенной интенсивности, в накопленном водороде запускается термоядерная реакция. Белый карлик вспыхивает, переживая кратковременный период «второго рождения». Реакция нарастает, порождая взрыв – так называемую «новую звезду».

В отличие от сверхновых, детонация новой не уничтожает звезду. Излишек вещества отбрасывается, и процесс повторяется снова: оттягивание и накопление водорода, вспышка, угасание – такие циклы могут занимать от нескольких десятков до нескольких тысяч лет. И излучение при этом не столь мощное, как у сверхновых, сила которых может на краткое время превышать совокупное излучение звезд целой галактики. До сих пор наиболее энергетические лучи, зафиксированные у новых звезд, были рентгеновскими.

Лишь недавно у новой звезды V407 Cygni было обнаружено коротковолновое гамма-излучение, наиболее высокоэнергетического диапазона. Открытие сделано благодаря орбитальному гамма-телескопу Fermi. Двойная система V407 Cygni расположена в 8,8 тыс. световых годах от Земли и включает, как положено, белого карлика и красного гиганта. Впервые эту новую обнаружил японский астроном-любитель в марте нынешнего года; при максимуме яркость ее вспышки лишь немного не дотягивала до того, чтобы быть видимой невооруженным глазом. По мнению ученых, гамма-лучи породило столкновение взрывного фронта с плотным потоком материи, исходящей от красного гиганта.

У большинства новых пару белому карлику составляет обычная звезда главной последовательности, и поток вещества, исходящий от нее, далеко не столь плотен, как у красного гиганта в системе V407 Cygni. Соответственно, и взрывная волна, периодически исходящая от белого карлика, не испытывает столь мощного сопротивления, и не в силах породить гамма-лучи. Пара белый карлик – красный гигант не слишком часто встречается, так что, по мнению ученых, «гамма-новые» должны быть довольно редки во Вселенной.

Вообще, именно гамма-лучи открывают нам Вселенную с совершенно новой стороны. Если в обычном видимом диапазоне звездное небо выглядит величественно безмятежным, в гамма-лучах оно предстает чередой нескончаемых катастроф. Читайте: «Мятежные звезды».

По публикации Space.Com