Отношения между частной и государственной космонавтикой в России окончательно разорваны. Уникальный случай, учитывая, что в других странах частников стараются поддержать. Почему так случилось? В 2015-ом году появилась идея.
Кремль предложил Владиславу Филёву выгодную сделку. Выгодную в первую очередь для государства. S7 создаёт космическое подразделение, выкупает убыточный и заброшенный "Морской старт" у Роскосмоса за миллионы долларов, а взамен получает одобрение на работу с Украиной. Ведь с "Морского старта" возможны запуски только ракет "Зенит", которые собираются на украинском "Южмаше". После проделанных финансовых манипуляций на радость Кремля и даже проведения запуска единственного "Зенита", который стоял на прицепе последние годы, S7 оказалась в весьма спорной ситуации.
Одобрение на работу с Украиной осталось весьма условным. А проводимые государством работы по созданию "Союза-5" расстроили гендира S7 Space Сергея Сопова. Ни многоразовости, ни дешевизны, ни инновационности ракета, по его словам, не предполагает. Что делает её не прямым и технологичным потомком "Зенита", а его новой копией, только полностью российской. Это полностью не устраивало молодую частную компанию. И на очередном партсобрании было решено начать создание своего носителя, больше не обращаясь за помощью к государству.
Нельзя сказать, что решение было принято спонтанно. Сергей Сопов долго обсуждал с координационным советом Роскосмоса, каким должен стать "Союз-5", споры велись больше полугода, но в итоге эскизный проект нового государственного носителя был принят в той форме, которая оказалась неинтересна для S7.
Фундамент начали готовить издалека - Сергей Сопов, совместно с инженерным блоком компании, решил выбрать старый советский двигатель НК-43 (лунный двигатель для неудавшейся ракеты Н-1) за основу для создания нового многоразового двигателя самой компанией. Об этом было заявлено ещё летом 2018-го года. После чего, вторым шагом стало переманивание главного разработчика "Союза-5" и будущего сверхтяжа в S7 Space, Игоря Радугин. Буквально неделю назад Радугин занял место заместителя Сопова в молодой компании. Ещё более удивительным стало его интервью, где разработчик пообещал забрать ключевых специалистов "Энергии" к себе под крыло и создать новый частный носитель к 2024-ому году.
Что ждёт S7 Space в следующие 5-6 лет? Убытки, серьёзные убытки, в том числе по содержанию "Морского старта" на приколе в порту США. Было мнение, что стоит перенести порт базирования на Дальний Восток, ведь компания российская, но это приведёт только к ещё более громадным финансовым потерям. Ведь нужно будет с нуля создавать всю инфраструктуру. Даже по оценкам Роскосмоса в 2013-ом году на это понадобится около 1$ млрд. Учитывая инфляцию и то, что первоначальные оценки стоимости обычно к концу строительства сильно меняются в сторону удорожания, частная компания попросту не сможет позволить себе такие траты ради патриотизма. А государство никоим образом помогать в этом не собирается.