» » » Новости космонавтики: 30 июля – 5 августа 2010 г.

Новости космонавтики: 30 июля – 5 августа 2010 г.

10-08-2010, 11:58 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 155)
Китай продолжает наращивание группировки своей системы навигации, готовятся к новым стартам и спутники ГЛОНАСС. На МКС серьезная авария в системе охлаждения. При испытаниях сгорел двигатель РД-191 для будущей ракеты «Ангара». Раскрыты некоторые подробности планов России по полетам на Марс. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

Китай запустил очередной (пока пятый) спутник своей будущей глобальной навигационной системы Beidou, название которой означает «компас»

30 июля

В 22:18 по московскому времени с ракетного полигона Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико выполнен пуск геофизической ракеты Black Brant IX. Основной задачей полета являлось изучение ультрафиолетового излучения Солнца. В головной части ракеты был размещен комплект научного оборудования SUMI, максимальная высота подъема составила 246 км.

Сообщается, что в феврале 2011 г. во время одного из предстоящих выходов в открытый космос российские космонавты на МКС вручную запустят микроспутник, названный в честь позывного Юрия Гагарина и посвященный 50-летию его полета. Студенческий радиолюбительский микроспутник «Кедр» будет транслировать сообщение о юбилее, произнесенное на разных языках детьми разных стран мира. Установленная на нем радиостанция будет передавать телеметрию на частоте радиолюбительской связи 145 МГц, а четыре видеокамеры — транслировать вид Земли из космоса. Научная составляющая микроспутника — датчик для измерения частиц, находящихся в околоземном пространстве — разработан в Курском государственном техническом университете. Планируется, что студенческий аппарат проработает на орбите от шести до девяти месяцев.

Сообщается, что специалисты NASA не смогли в назначенный срок получить сигнал от марсохода Spirit. Хотя шансы на то, что аппарат еще выйдет на связь, сохранятся вплоть до марта 2011 г., ученые признают, что с большой долей вероятности эту миссию уже можно считать успешно завершенной.

1 августа

В 01:30 московского времени с космодрома Сичан выполнен пуск ракеты-носителя Chang Zheng-3A, которая вывела на орбиту очередной спутник китайской навигационной системы Beidou. Предполагается, что навигационная система будет состоять из 35 спутников. На первом этапе работы, к 2012 г., система должна охватить территорию Азиатско-Тихоокеанского региона, а к 2020 г. распространиться на весь земной шар.

Из-за поломки насоса вышла из строя одна из двух работающих на МКС систем охлаждения. Специалисты американского Центра управления полетом в Хьюстоне обсуждают необходимость повторной попытки запуска системы, а также возможность в случае необходимости проведения двух внеплановых выходов в космос для замены насоса. Два запасных насоса находятся на платформах, расположенных с внешней стороны МКС. Экипажу ничего не угрожает, все остальные системы станции работают в обычном режиме, подчеркивает НАСА.

2 августа

На Байконур доставлен навигационный спутник «Глонасс-М», второй из трех, назначенных для запуска в начале сентября. Первый спутник уже находится на космодроме, он прошел полный цикл подготовки к пуску и переведен в режим хранения. Третий аппарат должен быть доставлен через неделю. Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-2 и кластером из 3-х российских навигационных спутников намечается выполнить 2 сентября.

На европейском космодроме Куру, расположенном во Французской Гвиане, готовится к вводу в эксплуатацию новый кислородно-азотный завод (КАЗ), который будет вырабатывать компоненты топлива для ракет-носителей Ariane-5 и «Союз». Он придет на смену старому заводу, проработавшему на космодроме 30 лет и сможет вырабатывать 21 кубометр жидкого кислорода и 41 кубометр жидкого азота ежедневно.

3 августа

Для ремонта вышедшей из строя на МКС системы охлаждения NASA планирует провести не менее 2-х экстренных выходов в открытый космос. Первый может состояться уже 5 августа.

Глава РКК «Энергия» Виталий Лопота опубликовал статью, в которой пояснил, в частности, что полное завершение строительства российского сегмента МКС переносится на 2015-2016 гг., т.е. задерживается на 5 лет по сравнению с первоначальным планом. «Причина задержки кроется не только в недостаточном уровне финансирования, но и в дефиците новых исследовательских идей, которые было бы целесообразно реализовать в проекте российского сегмента МКС. На этот дефицит, конечно, оказывают негативное воздействие проблемы космического приборостроения. Приборостроительная промышленность в стране находится в сложном положении», – пишет Лопота. Он также добавил, что к этому времени российский сегмент станции должен пополниться многоцелевым лабораторным модулем (начальная масса 20,7 т), узловым (4 т), 2-мя научно-энергетическими модулями (по 20 т), а также периодически обслуживаемым автономно летающим технологическим космическим кораблем (7,8 т).

Кроме того, Виталий Лопота раскрыл некоторые детали разрабатываемой в РКК «Энергия» концепции развития космической деятельности на Марсе в период до 2040 г. Она предполагает создание пилотируемого Межпланетного Экспедиционного Комплекса (МЭК) непосредственно на околоземной орбите: модули его будут доставляться с Земли и собираться в космосе автоматически. МЭК будет включать многоразовый межорбитальный буксир с ядерной энергоустановкой, межпланетный корабль, складской модуль, пилотируемый взлетно-посадочный комплекс, пилотируемый корабль для доставки с Земли на МЭК экипажа и возвращения его с МЭК на Землю, а также кислородно-водородный разгонный блок для сообщения пилотируемому кораблю необходимых импульсов скорости. Суммарная стартовая масса МЭК, необходимая для полета на Марс, составит приблизительно 500 т.

Во время проведения межведомственных испытаний сгорел двигатель РД-191 для первой ступени ракеты-носителя «Ангара». «Один и тот же двигатель используют в различных испытаниях по нескольку раз. Во время очередного испытания двигатель не выдержал многократных сверхнагрузок и прогорел», – рассказал источник в ракетно-космической отрасли. Отмечается, что случившееся не скажется на программе создания ракеты-носителя «Ангара» и двигателей для нее. Испытания будут продолжены на одном из оставшихся опытных образцов.

Ракета-носитель «Протон-М», получившая повреждения при транспортировке на космодром Байконур, будет возвращена изготовителю, Центру имени Хруничева, который проведет ее частичную разборку и проведет ремонт. Хотя в результате аварии ракета пострадала незначительно, решено не рисковать и отправить спутники ГЛОНАСС на другом носителе, который прибудет на Байконур в ближайшие дни.

4 августа

С космодрома Куру запущена ракета-носитель Ariane V, которая успешно вывела на орбиту пару телекоммуникационных спутников. Аппарат Rascom-QAF1R принадлежит Африканской региональной организации спутниковых коммуникаций и должен обеспечить телесигналом и доступом к Интернету удаленных регионов Африки. Второй аппарат, Nilesat, запущен в интересах египетского оператора связи и должен обеспечить услуги DTH TV, цифрового радио и скоростной передачи данных на территории Северной Африки и Ближнего Востока.

«Новости космонавтики»