На прошлой неделе российская государственная корпорация «Роскосмос» объявила имена восьми новых кандидатов на программу подготовки космонавтов, счастливчиков, прошедших строгий процесс отбора в течение полутора лет. В течение следующих двух лет группа из четырех военных летчиков и четырех инженеров будет проходить подготовку к космическому полету. Согласно официальному объявлению, класс космонавтов 2018 года будет готовиться к работе на Международной космической станции, учиться пилотировать космический корабль следующего поколения «Федерация», находящийся в настоящее время в процессе разработки, а также, возможно, часть из них станут первыми россиянами, отправленными на Луну.
Подпись к изображению: Новые кандидаты в космонавты, слева направо: Александр Гребенкин, Кирилл Песков, Олег Платонов, Александр Горбунов, Сергей Микаев, Алексей Зубрицкий и Константин Борисов
Однако, новейшая история российской космонавтики свидетельствует о том, что множество прошедших полный курс подготовки космонавтов сидят на земле уже много лет, не имея никаких реальных шансов на полет. А тот факт, что российские экипажи на борту МКС были сокращены с трех до двух человек, и что первый запуск «Федерации» с экипажем на борту был отложен с 2018 как минимум до середины 2020-х годов, говорит о том, что у новых космонавтов есть все причины беспокоиться о своем будущем.
Впрочем, есть и позитивная сторона: хотя «Федерации» пока не удается сойти с чертежной доски в реальность, старый добрый «Союз» не подает ни малейших признаков выхода в отставку в ближайшее время. Фактически, недавние планы НАСА по пересадке своих астронавтов с «Союзов» на новенькие сверкающие корабли, предоставленные Boeing и SpaceX, могут на самом деле освободить несколько мест в «Союзе» для новых российских космонавтов. Кроме того, между НАСА и «Роскосмосом» ведутся переговоры о том, чтобы космонавты летали на новых кораблях Dragon и Starliner, чтобы обеспечить надежную работу обоих сегментом МКС, американского и российского.
Поступают сообщения о том, что компания «Энергия», которая строит «Союзы», собирает средства для модификации этого почтенного транспортного средства для коммерческих туристических поездок вокруг Луны, которую планируется завершить в начале 2020-х годов. Хотя двое пассажиров этих лунных рейсов «Союза», вероятно, будут сверхбогатыми любителями приключений, готовыми потратить 150 миллионов долларов за каждый билет, их должен будет сопровождать профессиональный космонавт.
Между тем, «Роскосмос» добился прогресса в работах по завершению реконструкции российского сектора МКС, что позволит вновь увеличить российскую команду на три человека. Запуск космического модуля «Наука» после многочисленных задержек запланирован на ноябрь 2019 года, то есть намного раньше, чем новые космонавты завершат свое обучение.
Запуск «Науки» должен открыть дверь для дальнейшего расширения российской части МКС, включая доставку туда уже завершенного модуля «Причал» в 2020 году, а также присоединение космической лаборатории следующего поколения в 2021 году. Учитывая приближающееся завершение программы НАСА на МКС, в середине 2020-х годов российскому правительству придется решать, что делать с этими совершенно новыми элементами станции.
Одним из амбициозных вариантов было бы отделить новейшие части российского сегмента и оставить их летать до середины 2030-х годов, либо даже присоединить российские модули к будущей китайской космической станции. Обе схемы могут дать российским космонавтам массу возможностей для выполнения долгосрочных миссий на земной орбите.
Однако, в наши дни Земля – это лишь план Б для российской космической программы. Основной интерес Кремля направлен на Луну. С этой целью «Роскосмос» в настоящее время ведет переговоры с НАСА о возможном вкладе в возглавляемый США международный полет на лунную орбиту. Если сделка состоится, это даст хотя бы одному российскому космонавту возможность полететь на борту корабля «Орион» еще в 2026 году.
Президент России Владимир Путин недавно одобрил разработку новой российской супер-ракеты. Если ее удастся построить в ближайшее время, это гигантское сооружение даст Москве собственное средство доставки людей на лунную орбиту, поверхность Луны и даже дальше. Однако, при самом оптимистическом сценарии, эта большая ракета не появится на стартовой площадке раньше 2028 года, так что новые космонавты будут вынуждены ждать как минимум восемь лет после завершения своего обучения в 2020 году, прежде чем смогут полететь на новой ракете. Как всегда, российским космическим экипажам потребуется немалое терпение и настойчивость.