» » » Черная дыра в центре Млечного Пути "стреляет из пушки" звездами

Черная дыра в центре Млечного Пути "стреляет из пушки" звездами

23-07-2010, 08:29 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (2 974)
Сверхскоростная звезда HE 0437-5439 глазами художника
© NASA, ESA, and G. Bacon (STScI)

Наблюдения космического телескопа "Хаббл" показали, что знаменитая сверхскоростная звезда HE 0437-5439 возникла в Млечном Пути, и сверхмассивная черная дыра в центре галактики "выстрелила" ею, как пушечным ядром, сообщают ученые, чья работа опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.

Звезда HE 0437-5439 - одна из самых быстрых звезд, известных астрономам: она движется со скоростью около 2,57 миллиона километров в час. Звезду массой около девяти солнечных обнаружили в 2005 году. Такие звезды очень редки: по оценкам ученых, на каждые 100 миллионов звезд Млечного Пути приходится всего одна сверхскоростная.

Группа астрономов под руководством Уоррена Брауна (Warren Brown) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США) восстановила возможный сценарий возникновения необычной звезды. По их мнению, тройная звездная система, возникшая в Млечном Пути, попала в поле притяжения сверхмассивной черной дыры в центре галактики. Та поглотила одну из звезд и "выстрелила" двумя другими, которые впоследствии слились в одну, "гоночную" HE 0437-5439.

"Используя "Хаббл", мы впервые можем отследить, где возникла звезда, оценив направление ее движения в небе. Наши наблюдения указывают на центр Млечного пути", - сказал Браун, которого цитирует пресс-служба НАСА.

С помощью инструментов космического телескопа астрономы дважды, в 2006 и 2009 годах, зафиксировали положение звезды относительно 11 галактик, которые послужили своеобразной системой координат. Так ученые вычислили, насколько за 3,5 года продвинулась HE 0437-5439.

В 2008 году другая группа ученых сообщила, что по химическому составу звезда похожа на звезды Большого Магелланова Облака, и предположила, что она на самом деле "вылетела" именно оттуда. Однако наблюдения "Хаббла", как отмечают ученые, исключают этот вариант.

Новая гипотеза разрешает сразу несколько загадок и нестыковок, связанных со звездой. В частности, считается, что в Большом Магеллановом Облаке, откуда якобы "стартовала" HE 0437-5439, нет сверхмассивной черной дыры, которая могла бы так "выстрелить".

Вторая загадка связана с возрастом HE 0437-5439: на путь от предполагаемого места "рождения" ей понадобилось примерно 100 миллионов лет, тогда как, судя по массе и цвету звезды, уже через 20 миллионов лет она должна была полностью сгореть.

Вероятнее всего, поясняют астрономы, HE 0437-5439 была частью тройной системы из пары звезд, находящихся близко друг к другу, а также третьей звезды, гравитационно связанной с ними. Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути "вырвала" эту третью звезду, и ее импульс передался двум другим, сильно разогнав их. Впоследствии одна из звезд, более тяжелая, стала красным гигантом и поглотила "сестру" - вместе они превратились в так называемую голубую отставшую звезду (blue straggler), каковой и является HE 0437-5439. Такие звезды горячее и ярче своих "ровесниц", что не соответствует стандартным принципам звездной эволюции.

Как отмечается в сообщении НАСА, Браун, обнаруживший 14 из 16 известных сверхскоростных звезд, продолжает работу по изучению их происхождения: группа под руководством ученого пытается определить, откуда "стартовали" четыре такие звезды, находящиеся на окраине Млечного Пути.

Источник: rian.ru.

1. » #1 написал: VP (23 июля 2010 09:07)

Черная дыра стреляет звездами

http://pics.utro.ru/utro_photos/2010/07/23/162big.jpgЧерная дыра в центре Млечного пути - галактики, в которой находится Солнечная система - время от времени "выстреливает" в окружающее пространство звезды, разогнанные до невероятных скоростей. К таким выводам на основе наблюдений, сделанных с помощью космического телескопа Hubble, пришли ученые из Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики в американском штате Массачусетс.

Как сообщается в пресс-релизе NASA, гипотезу о наличии в центре Млечного Пути монструозной "стреляющей" черной дыры подтвердили наблюдения за одной из запущенных ею гипербыстрых звезд - HE 0437-5439. С помощью уникального оборудования Hubble астрономы проследили, как звезда проходит между Землей и 11 удаленными галактиками. Эти наблюдения позволили авторам исследования, результаты которого опубликованы в научном журнале The Astrophysical Journal Letters, уточнить скорость и траекторию движения небесного тела.

Синяя звезда класса B, HE 0437-5439 за одну секунду преодолевает 723 км, то есть ее скорость составляет 2,6 млн км/час. Таким образом, она в три раза быстрее Солнца. Астрономы проследили за ее траекторией и выяснили, что она начинается прямо в центре нашей галактики.

Ранее считалось, что HE 0437-5439 прибыла в Млечный Путь из соседней галактики - Боольшого Магелланова облака. В пользу этой гипотезы, в частности, указывал яркий синий цвет звезды - жизнь таких светил по астрономическим меркам весьма коротка - около 20 млн лет. Этого возраста HE 0437-5439 как раз хватило бы, чтобы долететь из облака до Млечного Пути.

Эти оценки, однако, существенно расходятся с публикацией в The Astrophysical Journal Letters, авторы которой полагают, что HE 0437-5439 была "запущена" черной дырой около 100 млн лет назад. Попутно специалистам пришлось объяснить, как гипербыстрой звезде, которая должны была выгореть вскоре после "старта", удалось до сих пор сохранить свой цвет.

Авторы исследования считают, что изначально HE 0437-5439 входила в систему из трех звезд, двигавшуюся по направлению к черной дыре. Попав в ее гравитационное поле, одна из трех звезд системы была поглощена дырой, а две другие, связанные друг с другом гравитацией, выброшены с огромной скоростью. Вторая звезда развивалась намного быстрее HE 0437-5439 и, превратившись в красный гигант, поглотила свою "сестру". Вместе они образовали небесное тело, которое астрономы наблюдали с помощью космического телескопа.

Гипербыстрые звезды вроде HE 0437-5439 - крайне редкое явление. На данный момент известны только 16 подобных светил. По расчетам астрономов, на одну гипербыструю приходится 100 млн обычных светил. Тем не менее, согласно теории сформулированной еще более 20 лет назад, черная дыра в центре Млечного Пути "стреляет" звездами довольно часто - примерно раз в 100 тыс. лет.

Постоянный адрес статьи: