» » » Звезда Немезида не виновна в вымираниях на Земле, установили ученые

Звезда Немезида не виновна в вымираниях на Земле, установили ученые

23-07-2010, 08:26 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 735)
Астероиды в орбите
© NASA. PL-Caltech/T

Гипотетический компаньон нашего Солнца, звезда Немезида, если она и существует, непричастна к массовым вымираниям живых организмов на Земле и "часы смерти" управляются каким-то другим механизмом, пишут американские ученые в статье, принятой к печати в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

История жизни на Земле в последние полмиллиарда лет сопровождается массовыми вымираниями живых организмов, в ходе некоторых из них исчезали до 80% всех видов. Регулярная повторяемость таких событий, примерно раз в 26 миллионов лет, заставляла ученых искать причины в различных космических циклах. В частности, некоторые астрономы связывали вымирания с прохождением Солнечной системы через спиральные рукава Галактики, с колебаниями ее галактической орбиты.

В 1984 году Марк Дэвис (Marc Davis) из университета Калифорнии в Беркли и его коллеги в статье, опубликованной в Nature, предложили новую гипотезу. По их мнению, наше Солнце, на самом деле, является двойной звездой. Его невидимый компаньон обращается вокруг Солнца на расстоянии около двух световых лет по умеренно вытянутой орбите. Приближаясь к Солнечной системе, эта звезда проходит сквозь облако Оорта - область "заселенную" миллионами ядер комет, вызывает в нем гравитационные возмущения. В результате, во внутренние районы Солнечной системы выбрасываются тысячи комет, а на Земле начинается настоящий кометный дождь, который и приводит к массовой гибели.

В прессе эту невидимую звезду назвали "Немезида" - по имени греческой богини мщения.

Эдриан Мело (Adrian Melott) из университета Канзаса и Ричард Бэмбач (Richard Bambach) из Национального музея естественной истории, решили перепроверить эту гипотезу, проанализировав данные о массовых вымираниях за 500 миллионов лет - за период вдвое долгий, чем анализировали ученые когда-либо прежде.

Результаты математического анализа череды массовых вымираний показали, что пики массовых вымираний с высокой точностью повторялись каждые 27 миллионов лет.

"Мы подтвердили ранее замеченные особенности в распределении вымираний. Мы обнаружили, что они происходили с чрезвычайной регулярностью в последние 0,5 миллиарда лет", - пишут исследователи.

Однако именно эта регулярность, по их мнению, делает неверной гипотезу об убийственной роли Немезиды, отмечают ученые. Движение этой гипотетической звезды по орбите неминуемо сопровождалось бы искажением под влиянием гравитации ближайших звезд, и случаи вымирания не происходили бы по такому точному расписанию.

Авторы работы показывают, что Немезиды не могла за 0,5 миллиарда лет сохранить такой точный период обращения, чтобы он совпадал с периодами массовых вымираний.

"Регулярность (массовых вымираний - ред.) в сопоставлении с ранее вычисленными искажениями орбиты, по всей видимости, исключают гипотезу Немезиды, как причинного фактора вымираний", - делают вывод ученые.

Источник: rian.ru.