» » » Ученые NASA обосновали возможность подлунных отелей

Ученые NASA обосновали возможность подлунных отелей

15-07-2010, 08:44 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 222)

Инженеры NASA всерьез задумались о лунных базах и даже отелях. Ученые хотят поселить первых землян там, где раньше текла лава.

Когда Алиса из книги Льюиса Кэрролла провалилась в нору Белого Кролика, перед ней открылся новый мир. Девочка встретила улыбающегося кота, курящую кальян гусеницу и Безумного Шляпника. Не меньше восторга астрономы ожидают испытать при изучении «кроличьих нор», обнаруженных орбитальными космическими аппаратами Lunar Reconnaissance Orbiter и «Кагуя» на поверхности Луны.

Норы суперкроликов

Впервые гигантские каверны были сфотографированы японским аппаратом «Кагуя» в 2009 году. Одним из таких объектов стала яма, обнаруженная в районе вулканического плато Холмы Мариуса. По расчетам ученых, в эту дыру могла бы провалиться не только Алиса, но и, скажем, американский Белый дом вместе с лужайкой. «Она может оказаться входом в геологическую страну чудес. Мы полагаем, что эти огромные дыры являются колодцами, которые образовались при обрушении потолков лавовых туннелей», — пояснил Марк Робинсон из Аризонского университета в статье «Внутри лунной кроличьей норы» в журнале NASA Science.

Вторым примером подобных образований стал провал, найденный в Море Мечты, — размер этой дыры в два раза больше первой. Его диаметр составляет примерно 130 метров.

Следы огненной эпохи

аппарат

Лунный разведчик
Цель миссии LRO — поиск мест для безопасной посадки на Луну и, возможно, основания постоянных обитаемых форпостов на спутнике Земли. Оптическая установка LROC просто составляет карту видимой поверхности. Она содержит как камеру низкого разрешения, которая видит сразу большой кусок лунной поверхности с разрешением порядка сотни метров, так и камеру высокого разрешения с небольшим полем зрения.

Еще в начале 60−х годов ХХ века некоторые ученые высказывали предположения о наличии на лунной поверхности сети туннелей — артефактов вулканического прошлого, оставшихся от подповерхностных рек расплавленной лавы. Предположения основывались на фотографиях, полученных первыми лунными автоматическими экспедициями. На них ученые впервые разглядели узкие каналы, пересекающие широкие лунные равнины, называемые морями. Ученые считали, что эти каналы — следы находящихся под поверхностью Луны туннелей, сквозь которые лава текла миллиарды лет назад. «Восхитительно, что сейчас мы в состоянии подтвердить эту идею. Фотографии «Кагуи» и LRO подтвердили, что эти пещеры — колодцы над лавовыми туннелями, и мы знаем, что эти туннели могли просуществовать нетронутыми, по крайней мере частично, миллиарды лет», — пояснил Робинсон.

«Подлунные» туннели возникают, когда верхние слои лавы, проистекающей из вулкана, остывают, а нижние продолжают течь под поверхностью. Верхние слои сохраняют тепло нижних, позволяя лаве не застывать, а продолжать движение. Подобные образования найдены в зонах вулканической активности на Земле, они могут простираться на несколько километров. Если найденные колодцы действительно обнажают скрытые под Луной пустоты, это, по мнению ученых, может в будущем сыграть на руку первым лунным поселенцам с Земли.

Подлунные отели

«Эти туннели станут отличной защитой от солнечной радиации и с очень мягким температурным режимом», — пояснил Робинсон. По данным ученых, уже на глубине двух метров от поверхности Луны температура грунта не меняется во времени, оставаясь равной примерно -30… -40°С. Такие условия, на первый взгляд, могут казаться непривлекательными для обитания, но в условиях гигантских перепадов температур, скажем на экваторе (100°С днем и -150°С ночью), подобный вариант кажется не таким уж и экстремальным.

Пол Спадис из Института изучения Луны и планет также считает, что лавовые туннели в будущем могут помочь осваивать спутник Земли, однако предостерегает: «Удержитесь от планирования вашего будущего отпуска в лунном отеле «Карлсбад-Хилтон». Многие туннели могут быть заполнены все той же давно затвердевшей лавой».

Источник: infox.ru.