» » » Опубликована вторая часть звездного каталога Gaia

Опубликована вторая часть звездного каталога Gaia

26-04-2018, 09:53 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 375)

Опубликована вторая часть звездного каталога Gaia

Сегодня состоялось одно из самых значимых событий в астрономии за последнее время. ESA опубликовало вторую часть архива миссии Gaia. Он основан на данных, собранных телескопом в период 25 июля 2014 по 23 мая 2016 года. Каталог содержит информацию о положении почти 1.7 миллиарда звезд Млечного пути, а также результаты наблюдений за множеством других объектов, как находящихся в нашей Солнечной системе, так и на окраинах Вселенной.

Телескоп Gaia был запущен в конце 2013 года. Главная задача его миссии — составить подробную карту распределения звезд нашей Галактики. Первый релиз данных Gaia состоялся в 2016 году. Опубликованный тогда каталог содержал информацию о расстоянии и направлении движения двух млн звезд Млечного пути.

Gaia_s_sky_in_colour.jpg
Изображение Млечного пути, созданное на основе данных Gaia

Новый каталог Gaia содержит намного более точные данные о положении почти 1.7 миллиарда звезд. По словам специалистов, для некоторых наиболее ярких светил точность измерений была эквивалентна обнаружению наземными наблюдателями монетки достоинством 1 евро, лежащей на поверхности Луны. Благодаря Gaia, астрономы смогли отделить звездный параллакс — кажущийся сдвиг звезд, вызванный вращением Земли вокруг Солнца, — от их истинного движения по Млечному пути.

Всего в новом каталоге содержатся данные о параллаксе и направлении собственного движения 1.3 миллиарда светил Млечного пути. Для самых точных измерений параллакса (около 10% от их общего количества), астрономы могут напрямую определять расстояние до звезд. Неудивительно, что публикацию второй части архива Gaia уже назвали огромным скачком для всей астрономии. Для понимания масштабов, приведем один простой пример. Запущенный 30 лет назад предшественник Gaia (спутник Hipparcos) обследовал лишь около 118 тысяч звезд Млечного пути.

Карта яркости звезд Млечного пути (верх), плотности звезд (середина) и распределения межзвездной пыли (низ)

Но данные Gaia не ограничиваются лишь информацией о положении светил Млечного пути. Gaia также собрал информацию об изменении яркости и цвета полумиллиона переменных звезд, радиальных скоростях 7 миллиона звезд, радиусе и светимости 77 миллиона звезд, и температуры поверхности свыше 161 миллиона звезд. Используя результаты наблюдений телескопа, астрономы смогли построить намного более детализированную диаграмму Герцшпрунга — Рассела. Она используется для классификации звезд.

Также ожидается, что анализ данных Gaia позволит астрономам найти до 20 тысяч новых экзопланет. Для сравнения, за годы своей работы знаменитый телескоп Kepler смог подтвердить существование около 2.3 тысяч экзопланет.

Для некоторых звезд, находящихся в радиусе нескольких тысяч световых лет от Солнца, Gaia измерил скорость во всех трех направлениях. Это позволило выявить определенные закономерности в их вращении вокруг центра Млечного пути. Также телескоп сумел увидеть движение отдельных светил в древних шаровых скоплениях.

Помимо этого, каталог содержит информацию о положении 14 тысяч астероидов Солнечной системы. Эти данные помогут уточнить их орбитальные характеристики. Помимо тел Млечного пути, телескоп наблюдал и более удаленные объекты. В их числе полмиллиона квазаров — далеких галактик, в центре которых содержатся крайне активные сверхмассивные черные дыры.

Вращение Большого Магелланова облака

И наконец, данные Gaia позволили измерить/уточнить орбиты 75 шаровых скоплений и 12 карликовых галактик, связанных гравитацией с Млечным путем. Их анализ позволит астрономам лучше понять, как эволюционировала наша галактика, и поможет составить карту распределения темной материи.