Из Центра дальней космической связи велись исследования Венеры и Марса, контролировали полеты орбитальных кораблей. Оттуда было отправлено и первое в мире послание внеземным цивилизациям. До воссоединения Крыма с Россией радиолокационный комплекс был заброшен и пришел в плачевное состояние.
Рев сирены заглушает шум моря и порывистых степных ветров. Сигнал слышно на несколько километров вокруг. Он означает, что на связи космос. Радиоастрономический телескоп РТ-70, построенный почти 40 лет назад неподалеку от курортной Евпатории, до сих пор один из лучших в мире.
Гигантская конструкция весом почти 20 тысяч тонн вокруг своей оси оборачивается всего за восемь минут. Нашей группе представилась уникальная возможность — забраться на самый верх телескопа.
Подъем занимает четверть часа: две пересадки на лифтах, затем почти вертикальная лестница, как на военных кораблях.
Вниз лучше не смотреть. В Крыму это самое высокое сооружение — 86 метров.
2500 тысяч квадратных метров — это как треть футбольного поля. В мире, конечно, есть тарелки и побольше. Но главная его особенность в том, что вот эта чаша может вращаться в двух плоскостях, чего другие не могут.
Из Евпаторийского центра Дальней космической связи, построенном в 1960-м, отправляли первые послания внеземным цивилизациям, а рядом испытывали луноходы.
До 1975 года управление всеми межпланетными кораблями осуществлялось из Евпатории. Но это была государственная тайна. Все репортажи начинались словами: «Говорит и показывает Москва».
Сеансы связи с Юрием Гагариным и его легендарное «Поехали» здесь услышали первыми. Исследование Марса, Меркурия, Венеры вывело Советский Союз в безоговорочные лидеры космической гонки. В середине 80-х аппараты «Вега-1» и «Вега-2» передали на Землю телерепортаж о встрече с кометой Галлея. Это был настоящий прорыв в исследовании малых тел Солнечной системы. Нашим конструкторам рукоплескал весь мир.
«Вот тогда мы утерли нос американцам, американцы ведь тоже послали на эту комету свои аппараты, но они промахнулись. Во время подлета кометы Галлея у них отказала основная часть научной аппаратуры, в том числе телевизионное изображение не могли передать», — рассказывает начальник Центра дальней космической связи 1980-1988 гг. Василий Иванов.
Одну из принимающих антенн комплекса «Сатурн», которая и сейчас несет боевое дежурство в космосе, в середине 80-х можно было увидеть в заставке программы «Время».
Когда Крым находился в составе Украины, о модернизации уникального наследия никто и думал. Одну из антенн самого первого комплекса «Плутон» разобрали и сдали в металлолом, чтобы рассчитаться с долгами. Возрождение центра началось после воссоединения с Россией.
За три года сюда поставили 10 современных комплексов, что позволило улучшить работу навигационной системы «Глонасс». Точность определения месторасположения со спутника на карте выросла на 30%.
«Командно-измерительная система «Фазан МТС» радиус действия — начиная от 100 километров заканчивая 40 тысячами. В настоящий момент он решает задачи по управлению всей орбитальной группировкой, которой обладает Российская Федерация», — поясняет начальник войсковой части Роман Винокуров.
А это около 200 спутников, которые передают на Землю данные о погоде, пожарах и наводнениях в виде вот таких гистограмм. С пяти тысяч километров им видно все.
«Вся телеметрическая информация, которая поступает с космических аппаратов, имеет гриф секретности и в открытом доступе просто так ее получить невозможно», — отмечает начальник смены отделения средств телеметрии Владимир Лобаченко.
Количество задач, которые решаются специалистами этого центра, со времен Советского Союза выросло в разы. Но после обновления технической базы возможности евпаторийского комплекса, откуда начиналось освоение космоса, как говорят здесь, стали безграничными.