» » » "Глобус" Вселенной открывает новые горизонты

"Глобус" Вселенной открывает новые горизонты

8-07-2010, 14:30 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 120)
 Глобус Вселенной открывает новые горизонты

Ученым удалось создать "глобус" нашей Вселенной. Этим мы обязаны телескопу "Планк", данные с которого были доставлены на Землю пятого июля. Небесная карта покрывает 360 градусов видимого диапазона и является уникальной. Подробнее о том, как выглядит космическое пространство, "Правде.Ру" рассказал кандидат физико-математических наук Антон Тихонов.

Как сообщили в Европейском космическом агентстве (ESA), орбитальный космический телескоп "Планк" завершил составление первой в мире полной карты неба, покрывающей 360 градусов видимого диапазона. Составленный "глобус" позволяет по-новому взглянуть на галактики, а также лучше понять, в каких направлениях идет развитие нашей Вселенной — от времен Большого Взрыва до наших дней.

На создание телескопа ушло 16 лет и было затрачено 700 миллионов евро. И наконец прибор полностью оправдал возложенные на него надежды. Космическая обсерватория была запущена с космодрома Куру (Франция) в мае 2008 года совместно с орбитальным инфракрасным телескопом "Гершель". Его удаленность от Земли на данный момент составляет почти один миллион миль.

Первое полное изображение, переданное телескопом, показывает центр Млечного Пути и реликтовое излучение (CMB), возникшее сразу после Большого взрыва около 13,7 миллиардов лет назад. Космические микроволны видны на пестрых желтых пятнах фона, а их сигнал будет усилен в ходе дальнейшего исследования в течение ближайших месяцев.

http://www.pravda.ru/images/article/7/0/3/213703.jpegВ самом центре карты расположен основной диск нашей галактики, сразу за ним — газопылевые облака, которые в реальности расположены чуть дальше Млечного Пути. По бокам снимка отчетливо видны сети из других звезд и галактик. Однако самое интересное — это верх и низ карты. Здесь изображены отдаленные регионы нашей видимой Вселенной.

Большая часть изображений здесь — это так называемые CMBR или Cosmic Microwave Background Radiation (космическая микроволновая фоновая радиация) — излучение, которое идет с момента рождения Вселенной около 13,7 миллиарда лет назад.

При помощи этого излучения можно понять, как выглядела наша Вселенная на начальном этапе ее существования. По словам ученых, данный фон представляет собой как бы отпечаток Вселенной после ее рождения. Строго говоря, микроволновое излучение идет от любых мощных космических объектов — галактик, квазаров, черных дыр. Но наиболее ценный фон — это так называемый реликтовый фон.

"С научной точки зрения обзорная круговая карта, составленная орбитальным телескопом, очень значима. Помимо этого, завершен один из пунктов исследовательской работы, ради которой "Планк" и выводился на орбиту. Говоря обыденным языком, с такой уникальной картой перед нами открылись новые горизонты. Теперь ученым будет легче понять структуру и принципы функционирования галактики", — говорит директор программы научных исследований ЕКА Девид Саутвуд.

Важность открытия с "Правдой.Ру" обсудил старший научный сотрудник Лаборатории наблюдательной астрофизики (НИАИ СПбГУ), кандидат физико-математических наук Антон Тихонов:

http://www.pravda.ru/images/article/7/0/2/213702.jpeg"В первую очередь "глобус" представляет интерес с космологической точки зрения. Карта "Планка" существенно уточнит параметры, полученные ранее по данным, присланным его предшественником WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe) — космического аппарата NASA, также предназначенного для изучения реликтового излучения.

Согласно теории Большого взрыва, ранняя Вселенная представляла собой горячую плазму, состоящую из фотонов и барионов (известного нам вещества, из которого состоят звезды и мы сами). По мере расширения плазма остывала и на определенном этапе электроны могли соединиться с протонами (этот процесс называется рекомбинацией) и произошло разделение (эпоха "последнего рассеяния") барионов и фотонов, которые в ту далекую эпоху и сформировали карту реликтового излучения, наблюдаемую сейчас "Планком".

Чем точнее окажутся результаты "Планка", тем ближе мы подойдем к ответу на вопросы о сценарии эволюции нашей Вселенной. Данные "Планка" по поляризации реликтового излучения, возможно, позволят получить информацию о более ранних стадиях эволюции Вселенной, предшествующих эпохе "последнего рассеяния", которые принципиально недоступны для наблюдения.

Следующий этап работы с информацией, полученной с "Планка", который займет массу времени — это обработка — чистка карт и построение статистических характеристик (таких как спектр мощности температурных флуктуаций). Эти результаты позволят более точно установить параметры, определяющие эволюцию нашей Вселенной, ее энергетический состав, динамику и сценарий образования наблюдаемых структур — галактик и систем галактик".

Вячеслав Локацкий