» » » "Союзы" останутся единственным космическим транспортом?

"Союзы" останутся единственным космическим транспортом?

23-06-2010, 16:23 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 141)
http://images.izvestia.ru/inauka/51669.jpgПолет корабля "Союз-ТМА-19" на Международную космическую станцию (МКС) стал сотым по программе МКС. Свой последний полет завершил шаттл "Атлантис" и подлежит списанию, осенью этого года такая же судьба постигнет два остальных шаттла "Дискавери" и "Индевор".

Космические аппараты серии "Союз" совершили уже 24 полета к МКС, в ходе последнего "Союз-ТМА-19" доставил на станцию российского космонавта Федора Юрчихина и американских астронавтов Шеннон Уокер и Дугласа Уилока. Сейчас на МКС работают, таким образом, сразу шесть землян - кроме названных, еще прибывшие ранее Александр Скворцов, Михаил Корниенко и Трейси Колдуэлл-Дайсон. За пять месяцев пребывания на орбите они должны будут провести множество научных экспериментов, а также принять и разгрузить три грузовых корабля "Прогресс М", шаттл "Дискавери", перестыковать "Союз-ТМА-19" с одного стыковочного узла на другой.

Кроме того, им предстоит совершить четыре выхода в открытый космос. Федор Юрчихин и Дуглас Уилок ранее уже побывали в космосе, а вот Шеннон Уокер первый раз оказалась на станции.

Космический корабль многоразового использования (шаттл-челнок) "Дискавери" должен прибыть на МКС в сентябре этого года, а по возвращении будет списан и скорее всего превращен в музей. Это будет предпоследний полет космических челноков, а последний состоится в ноябре и будет выполнен на шаттле "Индевор". Шаттл "Атлантис" отлетал свое еще в мае, доставил на МКС российский исследовательский модуль "Рассвет", вернулся на Землю и больше в космосе уже не окажется. Блистательная и трагическая история шаттлов подходит к концу.

Первый космический челнок "Колумбия" совершил первый полет в 1981 году и до своей гибели в 2003 году в атмосфере Земли летал в космос 27 раз. Шаттл взорвался из-за проникновения горячих газов внутрь левого крыла, от которого отвалилась теплозащитная плитка, поврежденная еще при старте. Погибли все семь членов экипажа, среди которых был первый израильский астронавт и индианка Калпана Чавла, до этого уже побывавшая в космосе.

Погиб и второй шаттл "Челленджер", который первый раз полетел в космос в 1983 году, а через три года взорвался во время десятого старта из-за отрыва твердотопливного ускорителя и пробоины в основном топливном баке. Все семь астронавтов, включая непрофессионалку, учительницу Кристу МакОлифф, погибли. Однако программа по запуску пилотируемых шаттлов не была прекращена.

В 1984 году отправился в свой первый полет "Дискавери". Этот шаттл - ветеран, это старейший из действующих до сих пор челноков. Он уже 38 раз побывал в космосе, именно на "Дискавери" впервые летал российский космонавт Сергей Крикалёв и в возрасте 77 лет второй американский астронавт Джон Гленн. "Дискавери" досталась также честь доставить на орбиту знаменитый космический телескоп "Хаббл", с помощью которого уже сделано вдесятеро больше астрономических открытий, чем за всю предыдущую историю изучения космоса.

Четвертый шаттл, тот самый "Атлантис", начал летать в космос в 1985 году и, в частности, семь раз к нашей космической станции "Мир". Всего "Атлантис" совершил 31 полет, на его борту были доставлены в космосе 185 человек.

Пятый и последний шаттл "Индевор" был построен позже всех остальных взамен "Челленджера" и первый раз оказался в космосе в 1992 году. Именно на этом челноке был привезен на орбиту первый американский модуль для МКС. "Индевор" же и закончит эпоху шаттлов. Можно добавить, что был и "нулевой" шаттл "Энтерпрайз", который в космос не летал и был своего рода тренировочным кораблем.

Однако кроме американских челноков летал и российский "Буран", который в автоматическом режиме в 1988 году сделал два витка вокруг Земли и благополучно приземлился на Байконуре. Здесь же он в 2002 году и погиб, когда на него рухнула крыша ангара. Внешне наш "Буран" являлся почти точной копией американских шаттлов, что, впрочем, определяется во многом аэродинамическими причинами.

МКС - пример международного сотрудничества космического уровня
МКС - пример международного сотрудничества космического уровня. Изображение крупнее здесь

Итак, в конце года завершится эпоха челночных полетов в космос. Доставка людей и грузов на МКС будет осуществляться исключительно российскими "Союзами", которые уже множество раз доказали свою исключительную надежность. Предполагалось, что на смену шаттлам в 2014 году придет американский пилотируемый исследовательский корабль "Орион", который сможет не только совершать полеты к МКС, но и доставить человека на Луну и Марс. Проект корабля практически готов, однако совсем недавно президент США Барак Обама предложил свернуть программу "Созвездие", в рамках которой и создавались "Орион" и ракета-носитель "Арес". Окончательное решение вынесет конгресс США. А до тех пор нашему космическому агентству удастся неплохо заработать на доставке иностранных грузов и астронавтов на МКС.

Звездные чемпионы

Дольше всех на МКС работали:

1. В экспедиции МКС-14 Майкл Лопес-Алегриа (США), Михаил Тюрин (Россия) с сентября 2006-го по апрель 2007 года - 213 дней.

2. В экспедиции МКС-17 Сергей Волков, Олег Кононенко (Россия) с апреля по ноябрь 2008 года - 196 дней.

3. В экспедициях МКС-15 и МКС-16 соответственно Федор Юрчихин, Олег Котов (Россия) с апреля по октябрь 2007 года и Пегги Уитсон (США), Юрий Маленченко с октября 2007-го по апрель 2008 года - по 194 дня.

4. В экспедициях МКС-8 и МКС-10 соответственно Майкл Фоул (США), Александр Калери (Россия) с октября 2003 года по апрель 2004 года и Лерой Чиао (США). Салижан Шарипов (Россия) с октября 2004-го по апрель 2005 года - по 193 дня.

5. В экспедиции МКС-4 Юрий Онуфриенко (Россия), Дэниэл Бурш и Карл Уолз (США) с декабря 2001-го по июнь 2002 года - 190 дней.

Всего на МКС побывало 188 человек, из них 31 российский космонавт, 127 американских астронавтов, 23 космонавта из Европы, Канады и Японии, а также 7 космических туристов, причем один из них - Чарльз Симони даже дважды. Около 80 космонавтов и астронавтов участвовали в двух, трех и даже четырех космических экспедициях на МКС.

Вселенную можно продать

О надежности "Союзов" говорит и такой факт - только что подписано соглашение о продаже Россией до 2014 года Франции дополнительно еще десяти ракет серии "Союз", предназначенных для запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане. И это при том, что у французов есть собственная хорошая ракета "Ариан". Из первоначального списка четырнадцати "Союзов" первая ракета будет запущена с этого космодрома вблизи экватора уже в конце 2010 года. При запуске около экватора на ракету дополнительно действует центробежная сила, обусловленная вращением Земли, и происходит значительная экономия топлива. Стоимость контракта на поставку 10 ракет составляет 16 млрд рублей.

Два рекордсмена, дважды Герои

Два отечественных космонавта являются одновременно Героями Советского Союза и Героями Российской Федерации (фото: ИТАР-ТАСС)Два отечественных космонавта являются одновременно Героями Советского Союза и Героями Российской Федерации. Это Сергей Крикалёв (на фото слева), рекордсмен по времени пребывания в космосе - 803 дня за 6 полетов. Интересно, что он стал Героем Российской Федерации, вернувшись на Землю в 1992 году, уже после распада СССР - страны, из которой Сергей Крикалёв в 1991 году отправился в космос. Он награжден также орденом за заслуги перед Отечеством IV степени, орденом Почета, орденом Дружбы народов, орденом Ленина. Сергей Крикалёв является офицером ордена Почетного легиона, награжден также тремя медалями NASA "За космической полет".

Вторым космонавтом, одновременно носящим звание Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, является Валерий Поляков. В 1994-1995 гг. он совершил самый длительный полет в космос - 438 суток. Этот рекорд не побит до сих пор. Валерий Поляков также стал офицером ордена Почетного легиона и Героем Афганистана - он участвовал в совместном полете с афганским космонавтом.