Космический туризм — идея не новая. Компания «Спэйс-Экс» (SpaceX) объявила в этом году о планах отправлять в космос простых граждан, а компания «Верджин Галактик» (Virgin Galactic) продолжает работу по реализации своей цели — осуществления регулярных космических полетов. Как раз на этой неделе аэрокосмическая компания «Блю Ориджин» (Blue Origin) выпустила видеоролик, в котором продемонстрировала свои грандиозные планы развития в будущем космического туризма. Но все эти планы предполагают не совсем то, что считается туристическими полетами по первому разряду. Даже заплатив миллионы долларов несколько сверхбогатых путешественников-искателей приключений должны будут мужественно перенести пребывание на орбите в спартанских условиях наравне с хорошо подготовленными космонавтами.

 


Однако через несколько лет турагенты, работающие в сфере космического труизма, смогут предложить путешествия с проживанием в пятизвездочных орбитальных модулях, любезно предоставленных Роскосмосом. Туристам будут предложены такие удобства, как роскошный «модуль-люкс», пристыкованный к Международной орбитальной станции (МКС), с индивидуальными спальными боксами с большими иллюминаторами, отдельными санузлами, тренажерами и даже Wi-Fi. Космические туристы смогут не только наблюдать за нашей маленькой голубой планетой с головокружительной высоты 400 километров, у них будет возможность выходить в открытый космос в сопровождении космонавта.

 


Вся поездка продолжительностью от одной до двух недель обойдется в 40 миллионов долларов на человека. Если турист захочет выйти в открытый космос в сопровождении космонавта и продлить свое пребывание на станции до одного месяца, ему придется доплатить 20 миллионов долларов.


В этом состоит суть грандиозной программы России по возвращению в сферу космического туризма. В этом месяце госкорпорация «Роскосмос» приступила к согласованию бизнес-плана по строительству дополнительного модуля МКС с высоким уровнем комфорта. Согласно детально проработанному проекту, с которым редакция журнала «Популярная механика» (Popular Mechanics) имела возможность ознакомиться, это будет модуль весом в 20 тонн, длиной в 15,5 метра, герметизированное пространство которого по объему составит 92 кубических метра. В нем разместятся четыре спальных блока размером около двух кубических метров каждый и два отсека — «сантехнический и медицинский» — такого же объема. В каждом индивидуальном боксе будут иллюминаторы диаметром 228 миллиметров, а зоне отдыха предусмотрено огромное «окно» диаметром 426 миллиметров.


Внешне туристический модуль подобен научно-энергетическому модулю НЭМ-1, который будет также пристыкован к МКС и строительство которого идет в настоящее время в России. Первоначально схема сборки МКС предполагала наличие второго модуля НЭМ, но правительство России профинансировало только один модуль. Он будет выполнять функции в первую очередь научной лабораторией и станции электроснабжения МКС.


Теперь главный российский подрядчик МКС Ракетно-космическая корпорация «Энергия» разработала схему финансирования второго модуля НЭМ из различных источников — за счет частных и государственных инвестиций. Для извлечения прибыли НЭМ-2 будет приспособлен для приема туристов.


РКК «Энергия» положила начало космическому туризму в 1990-е годы, сначала арендовав космическую станцию «Мир» частной фирме, а затем организовав туристические полеты на МКС для миллионеров. Однако в последние годы туристические полеты были приостановлены, потому что российские партнеры по МКС забронировали все свободные места на космическом корабле «Союз», который по-прежнему является единственным средством доставки на станцию после того, как в 2011 году был снят с эксплуатации многоразовый космический транспортный корабль «Спейс шаттл». «Союз» можно будет снова использовать через пару лет, так как частные подрядчики НАСА, такие как «Спэйс-Экс», собираются создать собственные орбитальные такси.

 


Стоимость предлагаемого российского туристического модуля предположительно составит 16,4 до 26,2 миллиарда рублей (279-446 миллионов долларов). Чтобы как можно скорее окупить эти расходы, РКК «Энергия» планирует отправлять каждым рейсом «Союза» по два туриста в сопровождении одного космонавта. Учитывая, что в течение года можно будет организовать четыре рейса «Союза», в короткое туристическое путешествие на МКС можно будет отправлять ежегодно до шести туристов, что же касается космонавтов, их смена на орбите будет длиться год. Таким образом, РКК «Энергия» рассчитывает окупить стоимость модуля примерно за семь лет.

 


Чтобы свести к минимуму первоначальные затраты, РКК «Энергия» хочет набрать не менее 12 пассажиров, которые согласились бы заплатить приблизительно по четыре миллиона долларов авансом, чтобы компания смогла приступить к разработке орбитального гостиничного модуля. Примерно так же делала компания «Верджин Галактик», когда начинала свой проект по организации космического туризма. Затем эти клиенты в течение двух лет, предшествующих полету, сделают две выплаты по 12,6 миллиона долларов каждый, а затем внесут окончательный платеж в размере 10,8 миллиона долларов на дату полета.


Авторы проекта делают ставку на растущее число мультимиллионеров по всему миру. По некоторым оценкам, к 2021 году в мире будет более 43 тысяч человек, чье личное состояние превысит 30 миллионов долларов. Это означает, что если всего лишь 36 из них (или 0,33% от их общего количества) решат посетить космический отель, модуль будет приносить прибыль.


Несмотря на эти научно-фантастические честолюбивые замыслы, авторы проекта признают наличие нескольких серьезных проблем. Основным камнем преткновения является техническая сложность создания нового модуля, даже если инженеры и смогут использовать уже существующие чертежи и некоторые запчасти от модуля, строительство которого профинансировало государство. В последние два десятилетия попытки возобновить сборку российской части МКС постоянно предпринимаются с отставанием от графика.


В настоящее время запуск модуля НЭМ-1 запланирован на 2021 год. И в тоже время приближается 2028 год, когда МКС будет выведена из эксплуатации.


По оценкам РКК «Энергия», на строительство туристического модуля потребуется не менее пяти лет, а значит, если бы работы начались прямо сейчас, он был бы доставлен на станцию в 2022 году, а то и позже. Таким образом, у авторов проекта, возможно, не будет тех семи лет, которые необходимы для того, чтобы окупить капиталовложения. Кроме того, по словам авторов исследования, проект будет уязвим к колебаниям валютных курсов и перерасходу средств.


В ближайшем будущем многое будет зависеть от того, будет ли Роскосмос или частные инвесторы финансировать строительство первого в истории человечества отеля класса люкс в космосе.