Если вы попытаетесь запустить автомобиль, который десятилетия провел в гараже, логично ожидать, что у вас ничего не получится. Но двигатели на борту космического корабля Voyager 1 успешно запустились 29 ноября 2017 года после 37 лет бездействия.
Voyager 1, самый дальний и быстрый космический аппарат, и он является единственным зондом, покинувшим пределы Солнечной системы. Уже 40 лет для ориентации в пространстве первопроходец полагается на небольшие двигатели. Они производят миллисекундные импульсы, аккуратно вращающие зонд, чтобы его антенна указывала в сторону Земли. И вот, ученым довелось использовать набор из четырех резервных двигателей, спящих с 1980 года.
«С двигателями, которые все еще функционируют после 37 лет простоя, мы продлим срок службы Voyager 1 на два-три года», – говорит Сюзанна Додд, руководитель проекта Voyager в Лаборатории реактивного движения NASA.
В 2014 году инженеры заметили, что двигатели управления ориентацией деградируют. Со временем им требуется больше импульсов, чтобы выделять необходимое количество энергии, но на расстоянии 21 миллиарда километров от Земли нет мастерской для их настройки.
Команда миссии собрала группу экспертов JPL для изучения проблемы. Крис Джонс, Роберт Шотвелл, Карл Гернси и Тодд Барбер проанализировали варианты и предсказали поведение зонда в различных сценариях. Они пришли к необычному решению: дать задание зонду ориентироваться за счет набора подруливающих устройств, которые спали 37 лет. Команда Voyager подняла архивные данные и изучила программное обеспечение, выполненное на устаревшем языке ассемблер, чтобы эксперты могли безопасно протестировать двигатели.
Изначально, когда Voyager 1 облетал газовые гиганты Солнечной системы, для обеспечения точности полета и направления приборов зонда на цель инженеры использовали «маневр коррекции траектории» (TCM), набор двигателей идентичных по размеру и функциональности двигателям управления ориентацией. Но поскольку последней планетарной целью Voyager 1 был Сатурн, эти двигатели не использовались с 1980 года.
Во вторник, 28 ноября 2017 года, инженеры Voyager впервые за 37 лет запустили четыре подруливающих устройства TCM и испытали их способность ориентировать космический аппарат с использованием импульсов длительностью 10 миллисекунд. В течение 19 часов 35 минут команда с нетерпением ждала, когда результаты испытаний дойдут через космическое пространство до антенны в Голдстоуне (США), которая является частью сети NASA Deep Space Network.
В среду, 29 ноября, они узнали, что двигатели TCM отлично работают и управляют движением!
Испытание двигателей прошло настолько успешно, что команда в будущем проведет аналогичный тест для Voyager 2. В настоящее время двигатели управления ориентацией, используемые вторым зондом, еще не деградировали. Voyager 2 также держит курс в межзвездное пространство, и достигнет его в течение нескольких лет.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Именно таких уже не достать - сняли с производства, но вы позвоните в НАСА, там от кьюриосити вроде оставались запчасти.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 7
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 5
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Ну если более точно выразится - Ассемблер является низкоуровневым языком, поэтому в современном коммерческом программировании широко не используется (в основном - что-то специфическое вроде драйверов). Причин здесь несколько:
1. Ассемблер - это прямые машинные команды, а значит то, что работает на одном процессоре, не будет работать на другом. С коммерческой точки зрения это не только трудоёмко, но и слишком дорого - проще писать на высокоуровневом языке, а потом - компилировать уже под конкретный процессор. Тем более сейчас пошли дальше - с использованием фреймворка стало совершенно без разницы, на каком языке Вы пишите, и в фреймворке содержится вся палитра современного функционала. Кроссплатформенность победила.
2. Ассемблер был бы востребован (как в прошлом веке), будь у нас ограниченные ресурсы. Но производительность современных компьютеров не только достаточна, но даже (в средних и топовых вариантах) избыточна. Нет смысла экономить и оптимизировать код так, чтобы он тратил меньше памяти и ресурсов процессора. Вы всё равно не заметите разницы. А написание и отладка программы (особенно многопоточной) - это весьма затратная деятельность. И современные среды разработки в купе с языками высокого уровня - это однозначно выгоднее и быстрее по времени, нежели Ассемблер.
3. Как Вы верно отметили - префекционизм в современном программировании - это зло. Можно вылизать код до блеска, но к тому времени, как Вы программу напишите, Вас уже опередят конкуренты, да и траты на программистов (особенно в Ассемблере) будут просто астрономические. К тому же - не будет кроссплатформенности, и для каждого процессора придётся писать свой вариант программы (представьте, на что будет похожа поддержка и выпуск новых версий).
Так что нужно смириться с действительностью - языки высокого уровня придумали не дураки. И работают они достаточно корректно и быстро. Просто при написании программы нужно помнить об абстракциях современных языков - многое скрыто от программиста (автоматизировано), и если ты не знаешь, как работает процессор (Ассемблер), то можно хорошо "влететь", совершенно не понимая - почему что-то пошло не так.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
Верно. Бабло, а точнее корысть - уничтожает всё, чего ни коснётся (сродни персту царя Мидаса).
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1053
Рейтинг поста:
Это показывает насколько Амерыка нынешняя отличается от Америки которую они скоропостижно теряют. При дневном бюджете равном годовому Роскосмоса, NASA превратилось в сборище вангователей и чревовещателей и умудряется обсираться не меньше Лавочкина и Хрыча.
Это для тупого журналиста он устаревший, потому что на нем покемонов не пошпокаешь, незаселвишься. Хотя я думаю смартфоны используют его не меньше современных ПК или ноутов.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 131
Рейтинг поста:
поразительно, что Вас заминусовали
Тоже считаю ,что Ассемблер, как язык, не является устаревшим - устаревшей наверняка является лишь его реализация для контроллеров/эвм данного аппарата) Ассемблер просто нельзя сравнивать с языками высокого уровня, имхо
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Хотя запланированный срок работы обоих «Вояджеров» давно истёк, часть научных приборов продолжает работать. Аппаратура получает энергию от трёх радиоизотопных термоэлектрических генераторов, работающих на плутонии-238. На старте суммарная электрическая мощность генераторов составляла 470 ватт. Постепенно она снижается из-за распада плутония и деградации термопар. К 2012 году электрическая мощность упала примерно на 45 %. Тем не менее, ожидается, что минимально необходимое для исследований электроснабжение будет поддерживаться приблизительно до 2025 года.
Википедию лень открыть?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 7
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 7
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 7
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Пусть сначала покажут грунт с Луны, а то видите-ли его украли. Маск только собирается запустить FalconHeavy.....
Сообщение об аварии на испытательном стенде нового американского ракетного двигателя BE-4 вряд ли стоит воспринимать как поражение американской инженерной науки. В США давно пытаются создать аналог уникального российского ракетного двигателя РД-180. Известие об аварии можно трактовать как признак того, до какой стадии дошли американские разработчики.
Стендовые испытания американского двигателя BE-4, потенциального конкурента российского РД-180, провалились, сообщила компания Blue Origin. «Вчера мы потеряли набор тестового оборудования для топливной системы на одном из наших испытательных стендов BE-4», – написала компания в Twitter. Она уверяет, что это не стало чем-то необычным, и пообещала в ближайшее время возобновить испытания. Однако о причинах аварии и ее масштабе ничего не сообщается, отмечает издание Space News.
Двигатели BE-4, работающие на сжиженном природном газе и жидком кислороде, должны в перспективе сменить устанавливаемые на американских ракетах-носителях «Атлас» российские РД-180 (работают на керосине). Конгресс США в 2014 году постановил отказаться от российских двигателей и ускорить разработку американских аналогов. Однако вскоре Соединенные Штаты одумались: в середине прошлого года в Конгрессе было решено, что деваться некуда и надо закупить еще 18 РД-180 до 2022 года. Ведь собственного двигателя на замену американцы так и не сделали, как ни старались.
О чем может говорить сообщение о неудаче, учитывая, что разработчик мог легко скрыть ее от общественности, а тут неожиданно сам обо всем рассказал? «Официально говорят, что потеря тестового оборудования не стала для разработчиков «чем-то необычным», это может говорить как о блефе, так и о том, что компания уверенно движется по намеченному плану», – не исключает Андриевский.
https://vz.ru/economy/2017/5/16/870501.html
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 240
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 165
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1433
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 49
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1433
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
--------------------