Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели

Обращение к читателям

Загрузка...

Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география

» » » Российские физики измерили пустоту Вселенной

» Российские физики измерили пустоту Вселенной
10-06-2010, 08:14 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 452)

Российские физики стали еще на шаг ближе к приручению термоядерной энергии. Для этого им пришлось измерить пустоту. Огромное поле, усеянное антеннами, позволило заглянуть в самые дальние уголки Вселенной. В выбранных областях следили за перераспределением тепловой энергии. Полученные данные ценны для повседневной жизни. Термоядерные реакторы безопасны с точки зрения радиоактивности и даже в случае аварии не представляют угрозу экологии.

Позади пять лет кропотливой научной работы, в лабораториях, где все открытия давно уже делаются только на основе глубокой теории, и в поле, где на многих гектарах раскинулась сеть радиотелескопа - самой большой и самой чувствительной в мире антенны метрового диапазона. С ее-то помощью радиоастрономы и смогли, наконец, измерить пустоту. Которая, на самом деле, состоит из облаков водорода нейтрального и ионизованного и находится в постоянном движении.

"Подобрали пульсар, который особым образом соответствует нашим задачам. Проводили наблюдения не в виде флуктуации потока мерцания, а форму импульса исследовали, которая искажается неоднородностью межзвездной среды", - объяснил Владимир Шишов, заведующий отделом плазменной астрофизики Пущинской радиоастрономической обсерватории Астрокосмического центра физического Института РАН.

Астрономы давно догадывались, что это межзвездное вещество способно нагреваться. Но доказать всё никак не получалось. Пущинские ученые разработали специальную методику и исследовали, как воздействует на неоднородность радиоизлучение от того самого пульсара, находящегося в другом районе нашей Галактики. Примерно в тысяче световых лет от нас. И выяснили, что большие неоднородности почти не реагируют на это излучение. А вот маленькие, совсем не космического масштаба, в несколько сотен и тысяч километров, действительно изменяют спектр сигнала.

Эти непонятные для стороннего наблюдателя штрихи и пятна для радиоастронома как открытая книга.

"И мы знаем теперь, как энергия диссипирует в межзвездной среде, как она греет межзвездную среду. Это вот наш вклад в физику, в понимание физики плазмы", - сообщил Владимир Шишов, заведующий отделом плазменной астрофизики Пущинской радиоастрономической обсерватории Астрокосмического центра физического Института РАН.

Причем греется космос весьма прилично - на десятки тысяч градусов. Немецкие астрономы и американцы на своем огромном радиотелескопе "Аресибо" тоже пытались доказать это. Но не угадали с размерами. Здесь важно правильно выбрать масштаб неоднородности. Российские ученые сделали правильный выбор и заглянули в одну из самых главных тайн мироздания.

"Газ собирается в сгустки и превращается в звезды. Происходит круговорот. И вот, как нагревается межзвездная среда, как она охлаждается, это вот как раз очень важно для понимания современной эволюции Вселенной", - рассказал Владимир Шишов.

По правилам научного мира для подтверждения опыта его должен повторить еще кто-то. Но дело в том, что такая антенна только одна в мире, и желающие сделать это должны приехать в Подмосковье.

Ученые Пущинской радиоастрономической обсерватории в шутку говорят, что для народного хозяйства от их открытий пользы практически никакой.

Более того, при создании обсерватории народному хозяйству, в каком-то смысле, был нанесен вред, когда на этих 144 гектарах вместо картофельных полей разместили поля антенные. Но в том-то и дело, что последнее открытие представляет ценность не только для фундаментальной науки. Возможно, ученые еще на один шаг стали ближе к пониманию того, как приручить термоядерную энергию. А над этой проблемой человечество бьется уже почти три десятка лет.

«    Январь 2020    »