.
В январе 2016 года конгрессмен Кевин Маккарти и сенатор Джон Маккейн обратились к конгрессу США с требованием запретить использование ракетных двигателей российского производства РД-180/181. Они производятся RD Amross (совместным российско-американским предприятием, объединяющим НПО "Энергомаш" и американскую компанию-посредника Pratt & Whitney Rocketdyne, поставляющую комплектующие).
Уже четыре года за запрет на использование российских изделий ратует американское промышленное лобби во главе с United Launch Alliance (ULA), совместным предприятием двух гигантов в области тяжелого машиностроения — Boeing и Lockheed Martin.
В июне 2013 года Федеральная комиссия США по вопросам торговли инициировала соответствующее расследование, целью которого является проверка версии сговора в вопросе запрета поставки на американский рынок конкурентоспособной продукции из России.
Известный своими русофобскими настроениями сенатор Маккейн особо настаивал на том, что один из учредителей RD Amross — НПО "Энергомаш" — "контролируется российским правительством и приближенными Владимира Путина". Пентагон занял сторону Федеральной комиссии по вопросам торговли и стал рьяно отстаивать право Москвы на поставку своих изделий.
Дело в том, что пока альтернативы российским РД-181, которые монтируются на американские ракеты-носители Antares и Atlas 5, не существует. А ведь только при помощи этих ракет американцам удается выводить на орбиту свои спутники, в том числе, военного назначения.
У истории совместной с американцами разработки и поставки РД-180 есть подоплека, которую редко рассказывают широкой публике.
РД-180 был разработан в рамках тендера, объявленного американской компанией General Dynamic в 1995 году. Тогда тендер выиграло НПО "Энергомаш", использовавшее советские технологии. Фактически НПО должно было "упростить" уже существовавший у нее мощный четырехкамерный двигатель ракеты "Энергия", с чем с блеском и справилось.
Тем не менее с точки зрения коммерческого права двигатель был разработан в рамках тендера, согласно техническим требованиям заказчика. Соответственно, вся документация и право на дальнейшее использование двигателя принадлежит американо-российской совместной компании, а не только российской стороне.
Как всегда, в подобных случаях существует и соответствующая защита патентным правом. На РД-180 были оформлены следующие американские патенты: US Patent 6226980, 6244041, 6442931. Также на двигателе использованы и американские инженерные решения в области управляющей механики и автоматики.
Разумеется, за прошедшие два с лишним десятилетия американские исследователи хорошо изучили российское высокотехнологичное изделие, но все же так и не сумели воспроизвести его самую важную часть. Речь идет о камере сгорания. Она имеет диаметр всего 380 миллиметров, и в ней сгорает около 600 килограммов топлива в секунду. В камере применены специальные пояса защиты от мощных тепловых потоков. Причем технология предполагает не только внешнее охлаждение стенок камеры, но и создание пленки горючего в момент сгорания за счет эффекта испарения, позволяющего дополнительно понижать температуру "рубашки" камеры.
Все эти годы НПО "Энергомаш" не стояло на месте и разработало новую модификацию РД-181, поставка которых была подтверждена американской стороной в рамках общего рамочного договора.
РД-181 — однокамерный жидкостной ракетный двигатель с вертикально расположенным турбонасосным агрегатом. В 2014 году на новую модификацию двигателя была выпущена конструкторская документация. Сертификация нового изделия была полностью завершена в мае 2015 года. Соответственно, речь идет о новом виде, сертифицированном отдельно от базового РД-180.
В начале ноября руководство АО "НПО "Энергомаш" заявило о завершении программы поставок двух РД-181 американской компании Orbital Sciences ATK, что было предусмотрено в рамках очередного контракта от декабря 2014 года. В сообщении особо подчеркивается полномасштабное выполнение всех взятых на себя российской стороной обязательств. На предприятии отмечают, что двигатели успешно прошли испытания на научно-испытательном комплексе "НПО Энергомаш".
Между тем холдинг General Dynamic уже провел новый тендер, который выиграли две американские компании. Причем одна из них — та самая United Launch Alliance, попавшая четыре года назад под расследование. С 2019 года эта компания должна начать поставлять уже чисто американский двигатель Vulcan BE-4, призванный заменить славный РД-180.
Американский аналог должен работать на сжиженном природном газе и жидком кислороде, а не на керосине, как РД-180. Но в мае стало известно о прекращении на несколько лет стендовых испытаний двигателя в связи с целым рядом неудач, постигших американских исследователей. Информация поступила от компании Blue Origin и была подтверждена изданием Space News.
Таким образом, новый американский двигатель пока еще не существует даже в качестве экспериментального прототипа. Именно в этой связи конгресс США все же одобрил поставку дополнительных 18 РД-181 аж до 2022 года.
Получается, что NASA рассчитывает использовать российские двигатели еще как минимум пять лет!
Также надо учесть, что интеллектуальный потенциал посредника Pratt & Whitney Rocketdyne невелик: фактически он обеспечен именно российскими космическими специалистами в рамках совместного предприятия RD Amross. Выйди завтра "Энергомаш" из режима сотрудничества, дальнейшая разработка американского аналогового продукта может оказаться под вопросом, а американская программа освоения космического пространства будет сорвана на многие годы вперед.
Как известно, в настоящее время Совет Федерации занимается окончательной доработкой законопроекта об антиамериканских санкциях, в частности, предусматривающих запрет на поставку в США как космических ракетных технологий, так и титана, необходимого в области авиастроения и изготовления спутников и ракет.
Возможно, эти запутанные обстоятельства сотрудничества в области высоких технологий и имел в виду зампред комитета Совфеда по международным делам Андрей Климов. В конце октября он сообщил, что решение об антиамериканских санкциях нельзя принимать, не просчитав все возможные последствия для самой России. "В этой сфере работают наши сограждане, и мы не можем оборвать нужные контакты", — отметил сенатор.
Александр Артамонов_pravda