» » » Большое и малое: новое открытие заставляет пересмотреть теории образования планет

1-11-2017, 20:06 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 853)

Гигантская планета греется в лучах тусклого красного карлика.
Иллюстрация University of Warwick/Mark Garlick.

Планеты в наше время открываются пачками. Их известно уже более трёх с половиной тысяч. Каких только чудес не встречали астрономы за это время: от рубиновых дождей и сапфировых вихрей до звёзд, которые безжалостно плавят собственные планеты изнутри .

Казалось бы, что ещё может удивить видавших виды специалистов? Однако у космоса для нас ещё долгое время будут припасены сюрпризы.

Массив телескопов NGTS, расположенный в астрономическом раю – чилийской пустыне Атакама, начал наблюдения в 2015 году. Он состоит из 12 инструментов, каждый диаметром 20 сантиметров. Фоточувствительные элементы телескопов воспринимают длины волн от 600 до 900 нанометров – это красный свет и ближний инфракрасный диапазон.

Задача у этого инструмента проста: открывать новые планеты методом транзитов, о котором мы подробно рассказывали. И вот, наконец, он принёс первое открытие. Причём такое, что астрономы были не на шутку озадачены.

Планета NGTS-1b относится к классу горячих юпитеров. Её масса всего на 20% меньше, чем у крупнейшей планеты Солнечной системы. А вот к своей звезде она находится в 33 раза ближе, чем Земля к Солнцу. Из-за такой близости к светилу планета весьма резво крутится вокруг него: год там длится всего 2,6 земных дня. А ещё это довольно горячий мир: по расчётам учёных, там 530 градусов, что, впрочем, далеко не рекорд.

Горячие юпитеры сами по себе не экзотика. К этому классу относится большинство известных планет. Это, конечно, не означает, что таких планет действительно больше всего в Галактике. Просто их легче всего найти, потому что они такие большие и так близко к своей звезде. Как известно, "Интернетом пользуются 100% россиян – таков результат опроса, проведённого в Интернете".

А вот красные карлики – маленькие, тусклые и холодные звёзды – действительно составляют в Галактике унылое большинство. К этому классу относится и родное светило планеты NGTS-1b, находящееся от Земли на расстоянии 600 световых лет. По размеру и массе оно в два раза меньше Солнца.

Чем же мог удивить астрономов такой союз двух банальностей? Именно тем, что очень большая планета образовалась около маленькой звезды. Согласно теориям, господствующим сегодня в этой области науки, такое просто невозможно. У красного карлика может возникнуть маленький скалистый мир вроде Земли, но никак не газовый гигант.

Массив телескопов начал работу лишь недавно, а красных карликов в галактике много. В будущем в строй вступят и более мощные "охотники за планетами". Время покажет, как часто большие планеты встречаются у маленьких звёзд.

Но уже сейчас понятно, что теории образования планет, видимо, придётся пересмотреть. Тем и прекрасна наука: она умеет отказываться от устаревших идей под давлением новых фактов. Именно это и позволило ей создать великую техническую цивилизацию.