На днях, 4 октября 2017 года, исполнилось ровно 60 лет с тех пор, как «Спутник» отправили в космос. Это стало началом космического приключения, которое продолжается до сих пор, и одним из самых свежих событий стало прощание с космическим зондом «Кассини», который завершил свое годичное путешествие вокруг Сатурна.
Но как далеко мы, в сущности, зашли за эти 60 лет?
И как далеко мы продвинемся в космоплавании еще за 60 лет?
В одном нашем подкасте мы попросили экспертов по космосу Хенрика и Хелле Стуб (Henrik и Helle Stub), которые следили за развитием событий в течение сорока лет, рассказать о трех самых, по их мнению, важных пунктах в истории космонавтики, и о том, как эти события на нее повлияли.
Профессор и заведующий отделением DTU Space Йон Йоргенсен (John Leif Jørgensen), который, в том числе, создал звездную камеру для НАСА, рассказывает в подкасте, как мы продвигались в ходе технологического развития космонавтики относительно трех этих пиков.
Но прежде чем уступить желанию раскрыть величайший момент в истории космонавтики, мы сначала уделим внимание второму и третьему по значению местам.
Пик развития номер три: Важность космических станций
Сегодня у нас есть международная космическая станция, МКС, которую считают мирным проектом, так как она представляет собой сотрудничество нескольких крупнейших мировых космических держав, кроме Китая.
Но до этого у каждой страны были свои космические станции, если у них на это хватало средств. Одной такое страной, самой продвинутой, были русские, тогда Советский Союз, у которого было несколько космических станций, включая «Салют» и «Мир».
Знания, полученные благодаря «Миру», в особенности сильно повлияли на наш нынешний взгляд на космонавтику.
До него ученые не считали, что отправка людей в космос может повлечь за собой какие-то проблемы, но оказалось, что это может иметь серьезные последствия для человеческого тела.
«Это было большой неожиданностью, ведь тогда люди не думали, что находиться в космосе так уж опасно или неприятно. Теперь мы знаем, что невесомость вызывает серьезные проблемы, ослабляя кости», — рассказывает Хенрик Стуб в подкасте Videnskab.dk.
Человек совершенно не подходит для длительных путешествий в космосе, что ограничило пилотируемые космические полеты.
Однако отправка людей в космос приносила не только вред, так как давала знания о человеческой физиологии.
«Действительно планируются практические эксперименты, чтобы исследовать, можно ли в невесомости проводить лечение, продлевающее жизнь. Это могло бы, например, улучшить качество жизни людей, прооперированных в связи с болезнями системы кровообращения, и увеличить их шансы на выживание», — рассказывает Йон Йоргенсен.
Пик развития номер два 2: Исследование Солнечной системы
Исследование космическими зондами солнечной системы, по словам Хенрика и Хелле Стуба, второе по значению достижение в истории космонавтики.
Это объясняется, в том числе, тем, что многие из знаний, которые дали нам космические зонды, повлияли на все наше понимание Солнечной системы.
Прежде люди считали, что Венера и Марс — обитаемые планеты, ведь они находились так близко от Земли. Возможно, на Венере было немного жарко, но это было всего лишь что-то вроде тропиков.
Эта тропическая жара, как выяснилось благодаря космическим зондам, достигает 500 градусов.
А Марс оказался довольно враждебен по отношению к человеку. С помощью космических зондов люди обнаружили, что планета холодна, как лед, покрыта пыльной пустыней и подвергается действию ионизирующих лучей, что делает ее не особенно пригодной для жизни.
Есть ли жизнь в космосе?
Однако космические зонды принесли нам не только разочарования относительно потенциально обитаемых планет. Они дали нам и надежду обнаружить жизнь в космосе.
По словам Йона Йоргенсена, например, Марс не всегда был таким непригодным для жилья. На самом деле целых 1,5 миллиарда лет планета могла быть домом для какой-то жизни.
«Все убеждены, что мы, конечно, найдем следы жизни. Я предсказываю, что мы найдем и жизнь, которая там, наверху, существует по-прежнему. Потому что мы по информации от зондов знаем, что на Марсе есть лед и жидкая вода. Если на Марсе существовали черви, то они должны быть там и до сих пор. Нам просто нужно их найти», — говорит Йон Йоргенсен в подкасте.
Существует ли жизнь на Марсе, надеемся, выяснится, когда НАСА в 2020 году запустит к нашей красной планете-соседке миссию.
Мы будем жить под морем на луне Юпитера
Следующей целью НАСА будет посещение луны Юпитера Европы в 2025 году.
И здесь Йон Йоргенсен тоже убежден, что мы найдем следы жизни. Он объясняет это тем, что НАСА ранее уже находила молекулы, которые, похоже, являются аминокислотами (органическими соединениями, которые имеют центральное значение для всех живых организмов), на этой луне. То есть, те самые аминокислоты, из которых мы все состоим.
Мало того, что на Европе может быть жизнь, она еще может статьи планом Б, если Земля погибнет.
«Так как Марс подвергается слишком высокому уровню ионизирующего излучения, то, на самом деле, проще полететь на Европу, просверлить отверстие во льду и жить под водой. То есть, если мы сможем дышать, а технически это возможно уже сейчас, просто на это нужны деньги», — рассказывает Йон Йоргенсен.
Пик развития номер 1: Приземление на Луну
И вот мы добрались до важнейшего достижения: приземления на Луну.
Но с тех пор, как человек впервые приземлился на нашу Луну в 1969 году, она оставалась довольно пустынной. И это несмотря на то, что технологии с того момента развивались взрывообразно.
Многим кажется странным то, что с того времени на Луне так никто и не бывал, но Йон Йоргенсен объясняет, что сегодня у нас больше нет для этого технологий.
«Ракета "Сатурн-5", которая приземлилась на Луну, была ужасно дорогой, ведь она должна была быть способной провернуть это все одна. Она должна была подняться через атмосферу, полететь к луне, послать капсулу вниз, забрать людей и потом снова пролететь через атмосферу. Сделать все это стоит по-настоящему дорого», — рассказывает Йон Йоргенсен в подкасте.
Трехступенчатые ракеты на Луну
Сегодня к ситуации можно подойти с другого конца, чтобы удешевить процесс, рассказывает он. Все может превратиться в трехэтапную поездку, в ходе которой вы будете три раза менять космический корабль:
1. Сначала вы на ракетоносителе с Земли поднимаетесь на 400 километров к космической станции.
2. Там вы меняете ее на более медленный, но более эффективный космический корабль, который пролетит 360 тысяч километров к следующей космической станции, которая будет расположена близко к Луне.
3. В связи с тем, что сила тяжести на Луне относительно низкая, от последней космической станции приземляться на Луну вы полетите в маленьком космическом корабле, объясняет Йон Йоргенсен.
Мы можете послушать, объяснения Йона Йоргенсена, как происходит встреча двух космических кораблей, если, к примеру, вы собираетесь сменить транспорт у одной из тех космических станций, которые, как он предсказывает, со временем появятся.
Сделают путешествия на Луну дешевле
То есть, будучи разделенным на кусочки поменьше, путешествия на Луну станут дешевле, так как будет использоваться не один корабль, который должен выполнить все, а несколько, каждый из которых имеет одну задачу.
Космические станции использовались бы одновременно и как научно-исследовательские станции.
И, по мнению Йона Йоргесена, ценность того, что может быть найдено на Луне, будет так велика, что оно сможет окупить все предприятие. Это тоже сделает билеты дешевле.
SpaceX и государства должны инвестировать в космические исследования
В 1960-х годах в космонавтику инвестировали чрезмерно, так как это был предмет политической гонки. Это значило, что использовались дорогие технологии, и на них-то мы с того времени так и застряли.
Эти технологии настолько дорого дальше развивать, что никто не хочет этим заниматься, но, по словам Йона Йоргесена, чтобы цены снизились, в космические исследования нужно вкладывать больше государственных денег.
Ракеты-носители стоили миллиарды крон, но за последние пять лет, их цена упала на треть. Одна из причин — это то, что коммерческая фирма SpaceX, в работе которой участвуют частные партнеры и спонсоры, поддерживает разработку космических кораблей.
Возросшая конкуренция привела к падению цен, и это, по словам Йона Йоргенсена, означает, что в научно-исследовательские бюджеты стало попадать столько денег, что у них появилась возможность зарабатывать.
Отпуск на Луне?
Потенциально более низкие цены на полеты в космос приводят к тому, что для нас становится все более реальной возможность оплатить тур в космос.
«Я предполагаю, что уже в 2025 году откроется коммерческий рынок таких предложений, и мы сможем летать на Луну», — предсказывает Йон Йоргенсен.
Что же касается будущих потенциальных отпусков на Марсе, то это, по его мнению, дело более отдаленного будущего. По его расчетам, путешествия такого типа в ближайшие 60 лет в основном будут производиться в научных целях.
Таким образом, нам ничего не остается, как только удовольствоваться тем, что мы можем провести свой следующий отпуск на Луне!
Знали ли вы?
Несмотря на то, что у нас сегодня гораздо лучшие компьютеры, технологии, материалы и даже топливо, чем были во время зарождения космонавтики, многие вещи до сих пор остаются такими же, как раньше. Например, ракеты-носители, которые сейчас используются, чтобы транспортировать астронавтов к МКС.
Это действительно практически такие же ракеты-носители, какие были сконструированы и построены в Советском Союзе в самом начале космической гонки.
Ракеты-носители бы тогда настолько дорогими, что даже сегодня на инвестициях в эту сферу экономят. Поэтому туры в космос также могут помочь заработать деньги на разработку новых ракет.