» » » Астрономам удалось использовать черную материю для изучения черной энергии

Астрономам удалось использовать черную материю для изучения черной энергии

3-06-2010, 15:20 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 578)

Данные Hubble и других телескопов использовались для изучения распределения темной материи в космическом пространстве (изображение: NASA; ESA; P. Simon/U. of Bonn; T. Schrabback/Leiden Observatory / news.sciencemag.org)

Мы живем в очень странном мире. Астрономы выяснили, что он состоит только на 5% из обычной материи, еще на 23% из темной материи, а оставшиеся 72% - это таинственная и загадочная темная энергия, которая ускоряет расширение Вселенной. Ученые плохо понимают, что такое черная материя и черная энергия. Но недавно они научились использовать одно для изучения другого.

Черная материя организует структуру космоса. Космическое пространство пронизано «космической сетью» из нитей и сгустков черной материи, эта сеть разрастается со времен Большого Взрыва. Под действием гравитации такая сеть прорисовывает обычную материю, формируются галактики. Под действием собственной гравитации, нити и сгустки становятся более плотными. В то же время, черная энергия натягивает ткань космического пространства. Если ученые смогут изучать эволюцию космической сети, они смогут увидеть эффект черной энергии по замедлению роста и объединению сгустков черной материи.

Астрофизик Тим Шраббак из Университета Лейдена и его коллеги попытались это сделать. Они использовали данные из космического обозрения Cosmic Evolution Survey (COSMOS), сделанного агентством НАСА в рамках проекта при телескопе Хаббл. Используя улучшенный алгоритм анализа, Шраббак и его коллеги смогли изучить примерно 446 тысяч галактик в пределах 1.64 квадратного градуса неба.

Двигаясь к Земле от галактик, свет должен проходить и через космическую сеть черной материи. Гравитация, исходящая из сгустков, будет влиять на свет, свет будет немного отклоняться, и это будет искажать картинку. Эффект очень невелик, но, работая с 2000-го года, астрономы смогли зафиксировать этот эффект, известный как слабое астрономическое линзирование, и теперь они воссоздают трехмерную модель космической сети.

Шраббак и его коллеги смогли обнаружить влияние темной энергии на эволюцию космической сети. Это стало возможно после того, как, используя дополнительные данные, они смогли оценить расстояние до примерно половины изучаемых галактик. Ученые составили трехмерную модель космической сети. Созданная модель показывает, насколько далеки от нас сгустки и насколько велики они. Из анализа полученных данных ученые заключили, что темная энергия ускоряет расширение Вселенной. Об этом сообщает Информнаука со ссылкой на sciencenow.