Наши на не наших кораблях
Сдержанная фраза Сергея Крикалева, оброненная на Международном
астронавтическом конгрессе в Аделаиде, стала для многих настоящей
сенсацией: оказывается наши космонавты готовятся к полетам, на
американских космических кораблях Dragon от SpaceX, Starliner от Boeing и
Orion от Lockheed Martin.
В оригинале было сказано: "после того как у американской стороны
появятся собственные пилотируемые корабли, рассматривается возможность
перекрестных полетов совместных экипажей как на российских, так и на
американских кораблях” — цитирует Интерфакс.
Что же это значит?
Да, ничего сверхъестественного! Люди работают. Сотрудничество в космосе продолжается.
Первый полет советского космонавта на американском корабле состоялся еще
в 1975 году, и тогда же американцы впервые полетали в "Союзе”. Речь,
конечно же, про "Союз”-Apollo — совместный полет космических кораблей
СССР и США. Уже тогда космос показал, что можно работать, и не только
жать руки и меняться тюбиками, но и делать науку и обмениваться опытом,
обогащая друг друга.
Потом, правда, совместные полеты долго не повторялись. Советский Союз
предпочел катать "туристов” из стран Варшавского договора и других
союзных режимов. Но технологический задел, который сделали NASA и
Минобщемаш в 70-е пригодился в 90-е. Да, и сейчас потомки
Андрогинно-периферийного агрегата стыковки АПАС-75 стоят на
Международной космической станции, и даже на будущих кораблях NASA
Starliner и Dragon. Да-да, в суперсовременных частно-космических
кораблях США тоже есть российские детали с "Энергии”. Это называется
"сотрудничество в освоении космоса”. И бизнес.
Что касается обменов креслами в космических кораблях, то они начались еще в 90-е.
В 1994 года тот же самый Сергей Крикалёв полетел на Space Shuttle, а по
обмену в 1995 года американец Норман Тагард полетел на «Союз ТМ-21». За
это его назвали первым американским космонавтом — еще не знали, что
после 2011 года астронавты вообще исчезнут как вид и останутся одни
космонавты: российские американские, европейские, японские… Особняком
останутся только отверженные от МКС тайконавты.
За всю программу "Мир”-Space Shuttle, а потом МКС на шаттлах слетало 20
россиян, причем четверо по два раза, а Крикалев трижды. Какое-то время
американцы держали паритет, но после свертывания программы Space Shuttle
все участники МКС вынужденно пересели на российские "Союзы”. Сейчас уже
39 американцев воспользовались услугами Роскосмоса, пятеро — по два
раза.
Впереди еще несколько лет полетов иностранцев с Байконура, независимо от
того сделает NASA свои корабли или нет. Еще проплачен абонемент за
полеты и есть резерв в несколько мест, полученных Boeing как компенсация долга за
платформу Sea Launch. Но и после того, как полетят "иномарки”, никто не
собирается запирать переборки между американским и российским сегментом
станции. Из космоса границ не видно, поэтому политические игры остаются
на поверхности, а наверху работа идет совместно.
Что дадут России полеты на кораблях SpaceX и Boeing?
Опыт, обмен компетенциями, изучение найденных технологических решений.
Что дадут NASA полеты россиян на кораблях SpaceX и Boeing?
Доверие международных партнеров, убедившихся в готовности дальнейшего сотрудничества.
Есть и более утилитарные мотивы — в космосе привыкли всё дублировать,
поэтому космонавт умеющий пилотировать два, а лучше три корабля повышает
надежность всей станции и безопасности экипажа.
Если получится начальный околоземный этап, то может и случиться такое,
на что в тайне надеются все космонавты, зажимая пальцы крестиком.
Луна.
Сейчас NASA решилось-таки двигаться к Луне и отложить Марс на потом. На
саму Луну пока не собираются, зато планируют построить станцию Deep
Space Gateway на окололунной орбите. Она будет в несколько раз меньше
МКС, и не будет постоянно обитаемой. Если когда-нибудь вообще будет.
Слишком часто NASA меняло планы за последние двадцать лет с приходом
новой власти, не добравшись ни до Марса, ни до астероида.
Зато от предыдущих прожектов у NASA остались почти готовые сверхтяжелая
ракета SLS и межпланетный корабль Orion. По задумке, они и станут
основой окололунного строительства в 20-е годы.
Если строительство начнется, то в нем сможет поучаствовать и Россия,
добавив один-два своих модуля. Проблема в том, что без тяжелой
"Ангары-А5В”, которой не будет, даже если будет "Ангара-А5",
доставить их к Луне российскими носителями не получится. Свою
сверхтяжелую ракету Роскосмос начнет делать только после 25-го года,
если найдутся на нее деньги в бюджете, а когда сделает и испытает, то
вообще никто не скажет. Зато SLS сможет одним рейсом подкинуть к Луне и
наш модуль и Orion.
И кто сможет пристыковать и подключить русский модуль?
Конечно тот, кто подберет нужные слова к изделиям отечественных инженерных умов!
Потом, когда-нибудь, появится российская сверхтяжелая ракета, на которой
российский межпланетный корабль "Федерация” доберется до окололунной
орбиты, а там, глядишь, и посадочную платформу сделают. Кстати, если
использовать станцию, то получится сэкономить на массе и отправить на
поверхность более тяжелый и просторный модуль, с луномобилем, можно даже
колоду карт захватить...
В общем, есть о чем мечтать.
https://zelenyikot.livejournal...
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста:
Конечно тот, кто подберет нужные слова к изделиям отечественных инженерных умов!
Это не проблема, материться по-русски все умеют.