Вокруг света (без политики): Старинная космолегенда о дорогой американской ручке и простом русском карандаше
BY CHRIS HIGGINS
Старая городская легенда говорит об этом так: Во время космической
гонки 1960-х годов, НАСА потратило миллионы долларов на создание
необычной "космической ручки", которую можно было использовать в
невесомости..., а Советы просто писали карандашом. Эта история находит
отклик у нас, потому что НАСА действительно тратило кучу денег на
письменные принадлежности для космоса, в 1965 г. они, по словам
историков НАСА, платили 128$ за механический карандаш (для справки, у
карандашей была высокопрочная внешняя оболочка, но пишущая начинка была
самым обычным механическим карандашом). Кажется логичным, что
бережливые Советы применили более простое, более умное решение. Но
история о финансируемом [американским] правительством создании
космической ручки и Советах, использовавших вместо ручки карандаши,
это только легенда — обе космонавтики использовали Fisher Space Pen
(Космическую ручку Фишера), и никто ничего не платил за её создание.
Давайте углубимся в реальную историю.
Почему обычные шариковые ручки не работают в космосе?
В традиционной шариковой ручке, чтобы доставить чернила из
резервуара на шарик, и, в конечном счете, на бумагу, нужна сила
тяжести. Но при её отсутствии, чернила просто не "идут” к шарику,
они свободно плавают в резервуаре (тонкая трубочка из прозрачного
пластика, которую можно видеть в любой шариковой ручке). Поэтому
традиционные шариковые ручки не пишут "вверх ногами” и часто не пишут
на вертикальных поверхностях — чернила просто теряют контакт с
шариком.
Почему бы не использовать карандаш?
До того как появилась "космическая ручка”, американцы и Советы на
самом деле использовали карандаши в космосе. Американцы предпочли
механические карандаши, которыми можно было проводить тонкие линии, но
представляли опасность, когда ломался кончик графитового стержня (а
если вы когда-либо использовали механический карандаш, вы знаете, что
это происходит очень часто). Кусочек графита, плавающий внутри
космической капсулы, мог попасть в чей-то глаз, или даже внутрь
оборудования или электроники, вызвав замыкание или другие проблемы. А
если что и нужно было Хьюстону меньше всего, так это сообщения
астронавтов о проблемах.
Советская космонавтика использовала восковые карандаши, у которых нет
проблем с разрушением стержня, а если для письма понадобилась
большая его длина, то космонавты просто снимали ещё один слой
бумаги. Проблема с восковым карандашом состоит в том, что пишет он
неточно и неясно — сильно похоже на письмо мелком. Мусор - обрывки и
клочки бумаги, плавающие внутри капсулы Союза, были почти столь же
раздражающими как частицы графита, плавающие внутри капсулы
Аполлона.
Решающий довод против карандашей имеет отношение к огню. Как все мы
узнали после ужасного пожара на Аполлоне 1, любой воспламеняющийся
материал в среде состоящей из чистого кислорода представляет собой
опасность. После этой трагедии НАСА стремилось минимизировать
использование воспламеняющихся материалов в космических капсулах — а
любой тип карандаша (традиционный, механический, или восковый)
включал в себя некоторый объем огнеопасного материала, даже если
это был просто графит.
"Космическая ручка Фишера” (The Fisher Space Pen)
В 1965 инженер Пол К. Фишер запатентовал новую конструкцию ручки,
которая изменила все. Его Fisher Pen Company, по сообщениям, потратила
$1 миллион своих собственных денег, чтобы создать то, что сначала
назвали "Антигравитационной" Космической Ручкой, а позже просто -
"Космической Ручкой". Фишер, как оказалось, оформил свое изобретение
как раз в то время, когда у НАСА были проблемы карандашом за 128$,
и, таким образом, Фишер извлек выгоду из негативных отзывов в прессе и
представил свою сверхпрочную ручку как очевидное решение. И это
сработало.
"Космическая ручка Фишера” имела ряд технологических решений,
делавшую её подходящей для использования не только в космосе, но и в
других сложных условиях. Самой большой инновацией был резервуар для
чернил —в герметизированной капсуле был заключен азот под давлением,
это позволяло ручке писать вверх тормашками, в невесомости, в
вакууме, или даже под водой. Азот был отделен от чернил плавающим
барьером, который служил, чтобы держать чернила у пишущего конца
капсулы. Сами чернила также отличались от типичных материалов; они
имели очень вязкую консистенцию, которая препятствовала испарению и
сохраняла чернила в стабильном состоянии, до тех пор пока пишущий
шарик не начнет двигаться, как только он начинал двигаться, в
этой точке чернила превращались в типичную жидкость.
Чтобы сбалансировать поток находящихся под давлением чернил, и
предотвратить утечки, Фишер применил изготовленные с высокой
точностью пишущие шарики из карбида вольфрама. Ручки были сделаны
полностью металла за исключением чернил, температура вспышки у которых,
по сообщениям, была 200 ° C — достаточно, чтобы отвечать строгим
требованиям НАСА по воспламеняемости.
В 1965 году Фишер представил образцы "космической ручки” НАСА. НАСА
протестировало ручку, чтобы проверить заявленные Фишером свойства,
и, в конечном счете, одобрило более позднюю версию ручки для
использования начиная с 1967 года. Желая избежать скандала подобного
более раннему - об оплате чрезмерных сумм за карандаши, НАСА
[потребовало и] получило оптовую скидку на ручки, заплатив, по
сообщениям, всего 2.39$ за ручку при заказе 400 единиц в 1968 г.
Советское космическое агентство также купило 100 ручек. Астронавты НАСА
начали использовать Космическую Ручку на Аполлоне 7 в 1968 г. К 1969
году и американская и советская космические программы использовали
"Космическую ручку Фишера” в космосе — и Фишер растрезвонил на весь мир
об этом маркетинговом успехе его ручки, успехе который
продолжается и по сей день. (Среди других необычных успехов можно
назвать то что "космическая ручка” использовалась на российской
космической станции Мир в середине 1990-х для продвижения на QVC как
первого продукта, "проданного из космоса"). Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|